2 мая этого года Парламентом Грузии был принят закон «Об искоренении всех форм дискриминации», который вызвал недовольство Церкви и возмущение общественности. Католикос-Патриарх всея Грузии, Святейший и Блаженнейший Илия II во время обсуждения законопроекта сделал официальное заявление от 28 апреля с. г., в котором выразил свое неодобрение. В нем, в частности, было сказано: «Мы и ранее не раз заявляли и сейчас подчеркиваем, что Грузинская Церковь считает неприемлемым насилие и дискриминацию, так как христианская религия является религией любви и ее учение основывается на любви и взаимоуважении». Далее отмечается значительность этого законопроекта для развития Грузии и оговаривается: «Введение же в этот законопроект терминов, не содержащихся в Конституции, таких как “сексуальная ориентация” и “гендерная идентичность”, вызывает негодование народа, так как личные права наших сограждан и без того равно защищены в Грузии существующим ныне законодательством». Предстоятель Грузинской Церкви указывает на возмущение общественности упомянутым законопроектом и, опираясь на Священное Писание, поясняет: «Исходя из Заповедей Господа, верующее общество нетрадиционные сексуальные отношения справедливо считает смертным грехом, а антидискриминационный законопроект в представленной форме – пропагандой и узаконением этого греха». Католикос-Патриарх предостерегает: «Этот законопроект ставит под сомнение признаваемые всеми религиями основные нравственные принципы, что в свою очередь таит опасность возникновения дискриминации широких слоев общества». Характеризуя Евросоюз, Святейший и Блаженнейший Илия II отмечает: «Евросоюз представляет собой многообразное пространство, объединяющее различные нации и религии; согласно своей Декларации, Евросоюз признает культуру и традиции разных народов и в отношении Грузии также готов учитывать и уважать наши ценности». И потому: «Требования данного законопроекта противоречат этим принципам». В конце заявления Глава Грузинской Церкви в уважительной форме обращается с просьбой к Парламенту Грузии и призывает «отложить принятие законопроекта в представленном виде, обеспечить привлечение Церкви и широкой общественности к его рассмотрению для достижения взаимного согласия, чтобы поспешные действия не оказали негативного влияния на стремление нашей страны к Европе».
Властями Грузии были внесены в законопроект некоторые изменения, после чего он был принят в третьем слушании, без предварительного обсуждения вне Парламента. В день принятия закона Патриархия Грузии сделала еще одно заявление. Приводим его текст с незначительным сокращением:
«СМИ распространяется неверная информация о том, что Антидискриминационный законопроект после внесения в него определенных поправок для Церкви стал приемлем. Патриархия не может согласиться с новой версией законопроекта, так как мы не имели возможности ее проанализировать. Делать же поспешные выводы на основании устных высказываний и заявлений отдельных духовных лиц было бы неправильным.
В представленном в Парламент первоначальном варианте закона очевидны были его отрицательные стороны, сейчас же ситуация иная и закон требует более тщательного и серьезного изучения и заключения специалистов (юристов, психологов, экспертов международного права). Мы благодарны премьер-министру за то, что он с пониманием отнесся к осторожному подходу Церкви, но хотим заметить, что Церковь в этом случае защищала и защищает не только интересы и права духовных лиц, но и той части православной паствы и населения Грузии (безотносительно к вероисповеданию), для которых защита нравственных норм представляет собой существенную необходимость».
Однако, несмотря на заявление Патриархии, последующей реакции со стороны властей не последовало и закон был принят.
6 мая этого года, в день празднования святого великомученика Георгия, в своей проповеди в Патриаршем Свято-Троицком соборе Предстоятель Грузинской Православной Церкви еще раз высказал свое мнение об Антидискриминационном законе: «Хочу в двух словах коснуться темы, которая вызвала большие волнения в Грузии. Я имею в виду Антидискриминационный закон. Грузия – это страна, которая за всю свою историю никогда никого не угнетала. Грузия – это страна, в которой каждый чувствовал себя свободным человеком. Однако существуют такие вопросы, которые невозможно допустить. Как можно допустить беззаконие? Узаконить беззаконие – это великий грех! Именно это я и заявил перед всем обществом. Не знаю, почему этот факт вызвал чье-то удивление. Удивительным было бы мое молчание по столь важному вопросу. Я, как Католикос-Патриарх, обязан высказаться по этому поводу. Ни один верующий человек не примет этот закон! Хочу заметить, что пройдет время, и мы сами удивимся, как мы в Грузии могли принять такой закон! Возношу молитвы, чтобы Всемилостивый и Милосердный Господь простил нам грехи наши!»
Свое мнение об Антидискриминационном законе продолжают высказывать архиереи в своих обращениях к пастве, священники в своих проповедях; общественные деятели Грузии публикуют статьи в прессе… Этот закон обсуждается в частных беседах простых граждан. Всё это свидетельства того, что общественность Грузии не приемлет Антидискриминационный закон и эта тема в нашей стране остается очень актуальной по сей день.
Ниже приводим мнения двух видных иерархов Грузинской Православной Церкви – Высокопреосвященнейшего Андрея (Гвазава), митрополита Горийского и Атенского, и Высокопреосвященнейшего Иоанна (Гамрекели), митрополита Руставского, председателя Центра образования Патриархии Грузии, президента Гелатской академии, доктора богословия.
– Владыка Андрей, одним из глобальных вызовов современной эпохи является либерализм, который, к сожалению, нашел своих последователей также и в нашем обществе. Именно либеральные взгляды подготовили почву для принятия Антидискриминационного закона. Что вы думаете по этому поводу?
Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава):
– Как вы знаете, свобода для православного человека означает освобождение от страстей, восстановление первичной гармонии, существовавшей до первородного греха, достижение полного единства с Богом – обожение, которое возможно лишь борьбой с грехом, отречением от самого себя, потому что грех охватил человеческую природу. Нравственность человека зависит от качества его свободы. Суть свободы прекрасно выразил и растолковал святой епископ Гавриил (Кикодзе): «Человек свободен только тогда, когда он выбирает добро».
Святой апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).
Главная забота Церкви, даже тогда, когда она материально помогает нуждающимся, обращена к вечному уделу бессмертной души человека. Вера в Господа, поклонение Ему, исполнение Заповедей Божиих подразумевают праведную и нравственную жизнь. Именно это и определяет достоинство нации. Что же касается национализма, в христианстве он подразумевает заботу об исправлении недостатков своего народа, а также защиту тех традиций и обычаев, которые являются основой его самобытности и индивидуальности. Всё это в то же время обусловливает уважение и доброжелательность по отношению к другим народам и государствам.
Два грузинских гения, великие отцы нашего народа в своих творениях очень четко изложили, что означают понятия «национальная идентичность» и «свобода личности» в христианском понимании. Я имею в виду публицистические произведения святого праведного Илии (Чавчавадзе) «Отвержение в нас» и Важа Пшавела «Что есть свобода?»[1]. Из их рассуждений следует, что опасность для общества таится именно в неправильной трактовке понятий «национальная идентичность» и «свобода личности», которую выдвигает либерализм. Причина этого кроется в том, что либерализм возник в лоне такого сообщества, которое удалилось от древнего Церковного Предания. И если кто-то действительно желает вернуться к корням христианства, то он должен обратиться к единственной истине – Заповедям Господа нашего Иисуса Христа, которые в неизменном виде хранит на протяжении двух тысячелетий Православная Церковь, – и тогда всё встанет на свои места.
К сожалению, главной ценностью либерализма в его современном понимании является человек, удалившийся от Бога и находящийся в греховном состоянии. Либерализм это рассматривает как естественное (нормальное) состояние человека, равно как и удовлетворение любого его желания, если это не запрещено законом. Именно так превратно толкуется либерализмом свобода личности.
Сегодня всеми способами попирается национальное достоинство и вера, это направлено на подрыв устоев общества, деградацию наших традиций и образа жизни, и тут, к сожалению, большую роль играют СМИ. Личный грех человека является проблемой его самого и определяет его конечный удел, но публичное обучение греху и его рекламирование совращает и губит всё общество!
За последние годы на основании единодушного решения грузинского духовенства и верующего общества, по непосредственной инициативе нашего Патриарха, Священным Синодом Грузинской Православной Церкви были канонизированы многие церковные и государственные деятели, борцы против империализма и коммунизма, защитники национальной идентичности. Вспомним некоторых из них: Имеретинский царь Соломон II, митрополиты Досифей Кутаисский и Евфимий Гаенатский, Димитрий Кипиани, епископ Гавриил (Кикодзе), Илия Чавчавадзе, патриархи Кирион II и Амвросий (Хелая), братья Карбелашвили, архимандрит Гавриил (Ургебадзе)…
Следует отметить, что лично Католикос-Патриарх всея Грузии, Святейший и Блаженнейший Илия II, а также наши церковные иерархи не раз выражали свою непреклонную приверженность идеям независимости и территориальной целостности Грузии, в том числе и с международных трибун.
Управление государством должно осуществляться законами, проникнутыми библейским духом. Вспоминается определение, приведенное в «Дигестах», составленных одним из величайших византийских императоров, кодификатором римского права Юстинианом Великим: «Право есть наука о добром и справедливом» – «Ius est ars boni et аequi».
Как вы знаете, христианскую истину во всей полноте приняли апостолы в день Сошествия Святого Духа. После сего эта благодать и знания хранятся в Православной Церкви. Никто не в силах ни «развить» их, ни поднять на «новый уровень».
Святые отцы Церкви, великие богословы толковали Священное Писание и передавали мнение Церкви в связи с различными учениями и вопросами, которые волновали общество той эпохи. И труды многих современных православных богословов (греческих, сербских, румынских, американских, французских и др.), хотя они, к сожалению, пока еще не переведены на грузинский язык, нам известны, и, поверьте на слово, поддержку либерализма вы там нигде не найдете! Именно опираясь на них, мы и выражаем свое мнение.
Кто определяет те общепризнанные нормы морали, нарушение которых совершенно недопустимо? Нравственность весьма многообъемлющее понятие. Это сочетание таких добродетелей, как самопожертвование, добро, милосердие, уважение предков, любовь к Родине, создание приличной семьи, воспитание хороших детей и прочее.
Всё меняется в нашей жизни – время, люди; но как бы ни старались внедрить «новые моральные ценности», никогда не будет того, чтобы достойным был назван человек злобный, убийца, блудливый, предатель Родины, мошенник и братоненавистник. И не имеет значения, христианин человек или нет, потому что достоинство является общечеловеческой ценностью!
Поэтому мы считаем, что лишь общество должно решать, какое поведение считается безнравственным, аморальным, заслуживает осуждения и выходит за рамки минимального порога нравственности. Прерогатива же государства – криминализация[2] того или иного действия, представляющего собой различные уровни опасности.
Исходя из всего вышесказанного считаем, что совершенно недопустимо оставить Антидискриминационный закон в существующей редакции, так как, по мнению абсолютного большинства населения нашей страны, он не вмещается в рамки никакой морали!
Грузинская Церковь вместе с лучшими сынами нашего Отечества всегда боролась и впредь будет бороться за сохранение национальной самобытности, нравственных устоев и духовных ценностей нашего православного общества.
***
– Владыка Иоанн, скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, почему неприемлем Антидискриминационный закон, и какие он может таить в себе опасности в будущем?
Митрополит Руставский Иоанн (Гамрекели):
– Грузинскими властями был принят т. н. Антидискриминационный закон, несмотря на то, что Конституцией государства и без того гарантированы гражданские права всех граждан; кроме того, существуют также и отраслевые законы – касающиеся трудовой деятельности, здравоохранения, уголовного права, которые вполне предусматривают защиту гражданских прав лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Законы дополнительно принимаются в том случае, когда Конституция и отраслевые законы являются недостаточными для защиты гражданских прав. В таком случае должно быть обосновано наличие дискриминации гомосексуалистов по тому или иному признаку конкретными фактами. Удивительно, но авторы этого закона не имеют подобных обоснований. Если же нет никакой дискриминации, тогда совершенно непонятно, зачем принимать новый закон дополнительно, сфера действия которого не определена.
В статье I Антидискриминационного закона декларировано равенство всех граждан перед законом, несмотря на различия между ними, что, разумеется, и без того гарантировано основным законом государства – Конституцией. Но при этом в Антидискриминационный закон добавлены такие термины, как «сексуальная ориентация», «гендерная идентичность» и «семейное положение». Патриархия попросила разъяснить эти понятия, так как прежде они не были включены в Конституцию. Ответа на эту просьбу не последовало. Возникает вопрос: пол и гендер являются синонимами? Мы все знаем, что существуют два пола и гражданские права обоих защищены Конституцией; но сколько существует гендеров, и что подразумевается под гендерной идентичностью?
Патриархия потребовала от властей, чтобы в Антидискриминационном законе общая формулировка о «семейном положении» разъяснялась следующим образом: «семейное положение означает добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи». Мы сочли это необходимым, потому что возникли подозрения: а не является ли эта общая формулировка «семейное положение» преднамеренно оставленной открытой дверью для возможной будущей поправки в Гражданский Кодекс, с помощью которой легко можно провернуть узаконение однополых браков?
Статья 3 определяет сферу действия закона. Когда закон был представлен в виде проекта, его сфера действия была конкретизирована и начиналась с дошкольного возраста и школьных учреждений. Это вызвало возмущение общественности, и мы рады, что эти слова были удалены из закона. Однако вместо этого возникла следующая формулировка: «Требования, предусмотренные в настоящем законе, распространяются на действия государственных учреждений, организаций, частных и юридических лиц во всех сферах деятельности…» «Во всех сферах» – это неограниченное понятие и завуалированно может подразумевать также и дошкольные и школьные учреждения.
В пункте «б» статьи 4 закона читаем: «Любое учреждение обязано… по любому факту предполагаемой дискриминации реагировать быстро и эффективно». Трудно себе представить, что может предположить ум, поврежденный развратной жизнью, но из-за его предположения ни в чем не повинный человек будет вынужден оправдываться перед руководителем учреждения и в будущем думать о том, чтобы ненароком своим словом, интонацией, движением или мимикой не дать повода для жалобы. А разве это не будет дискриминацией? Наказывать людей на основании предположения – это справедливо? Неужели мы живем в эпоху инквизиции или большевистского террора?
Конституционное соглашение, упомянутое в статье 5, не доведено до конца и поныне. Оно не включает в себя механизма активации, то есть практически нереализуемо. Его реализация в каждом новом случае полностью зависит от политической воли правительства.
К сожалению, сегодня происходит путаница в ряде понятий. Одним из таких понятий является идентификация «прав человека» со своеволием. Самоуправство и право не являются синонимами. Право – это дарованное Богом жизненно важное условие: право на любовь, на создание семьи, на работу, на выражение таланта и собственной воли на благо себе самому и всему обществу. Своеволие же является эгоцентрическим проявлением свободной воли человека в ущерб себе самому и всему обществу. Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Возможность делать и право делать что-либо не являются синонимами. Падшая природа человека включает в себя также и возможность убийства и самоубийства.
В Антидискриминационном законе не выражены четко моральные и нравственные дефиниции.
Обращение Патриарха и его призыв не спешить с принятием закона, уточнить некоторые термины, провести общественные слушания – были проигнорированы.
Евангельским идеалом является освобождение человека от уз мира сего. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32); «Всякий, делающий грех, есть раб греха… если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8: 34, 36).
[1] Приводим выдержки из статей Важа Пшавела и святого праведного Илии Чавчавадзе, которые упоминает владыка Андрей:
«Чего требует свобода от личности? Как должен вести себя свободный человек? Свободный человек должен вести себя так, чтобы своим поведением никому не навредить, ни – тем более – обществу. Напротив, его деятельность должна быть направлена на благо страны. Если это условие не будет соблюдено личностью, тогда всё им содеянное будет являться злодеянием, потому что только разбойник действует этак свободно, для собственной выгоды. Таким образом, свобода выражается не только в том, чтобы говорить, писать и делать то, чего пожелаешь, – нет! Подоплекой каждому слову и действию должно быть всецелое общенародное счастье и все поступки должны быть если не полезными для страны, то, по крайней мере, не вредными и не ущербными». – Важа Пшавела. Что есть свобода?
«Наше время обуяла какая-то опасность, и человеческая логика заблудилась, будто какие-то внутренние пружины повредились или ось перевернулась. Всё смешалось, никто не может отличить ложь от правды. Низшие чувства воцарились на месте высших. Грех под маской добродетели. И теперь фальшивые принимаются за подлинных, негодяи за порядочных, будто в разуме и сердце нет более мерила греха и благодати, лжи и правды…
У нас у всех перед глазами тысячи примеров этого и…мы всё равно принимаем такой быт, будто этим никак не нарушается порядок взаимоотношений… Будто некое недомогание постигли добро, правду, благодать и поэтому теперь всей силой уповаем на зло, ложь и грех, будто они сотворят для счастья человеческого то, чего не смогли сделать добро, благодать и правда…
Даже если бы сама глупость вышла на площадь, но только во имя науки и под подписью либерализма, то нигде бы ее не ожидало такое вспаханное поле невежества… как у нас, где разум и сердце человека… так безразборно питаются чужими объедками… Если только прошепчите таким на ухо, что это, мол, последнее слово науки, новое учение, новое направление и бессомненный признак либеральности, то они сразу же подхватят и тут же выдадут смехотворные бредни, не исследуя прежде, не справляясь о достоверности сказанного…
Совсем иное дело отвержение в нас. Оно претендует на некую мудрость, знание, либерализм, и если каждый прохожий не кивает в знак согласия и не преклоняется перед этим, то они кажутся глупцами, невеждами и ретроградами. Слушают же и веруют в эти бредни дети – в этом и заключается весь вред такого деяния.
Среди нас есть и такие, которым кажется, что могут соискать себе славу, стоит лишь выйти и прокричать о том, что днем не день, а ночью не ночь. Казалось бы, что они это делают лишь для того, чтобы понравиться детям, чтобы им похлопали и сказали: вот, мол, отверженец, а следовательно, мудрец, знаток и либерал.
Любой разумный человек такого отверженца упрятал бы в психушку». – Илия (Чавчавадзе), святой праведный. Отвержение в нас.
[2] Криминализация (юр.) – законодательное признание определенных деяний преступными и наказуемыми, т.е. установление за их совершение уголовной ответственности.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/72455.htm