Итак, Президент подписал
поправки
в УК, касающиеся ответственности за оскорбление
чувств верующих, а также о
запрете на
гей-пропаганду несовершеннолетним. Это вызвало
вполне предсказуемую реакцию в отечественных и
зарубежных либеральных кругах — «Россию
тянут в мрачное средневековье!». На самом деле,
Россию тянут от края пропасти.
Но за негодованием на консервативную (в этом отношении)
политику государства стоит определенное верование,
популярное у нас в некоторой среде.
Это миф о линейном прогрессе. Согласно этому мифу
человечество более или менее поступательно движется от
плохого к хорошему, и люди вообще делятся на прогрессистов
— которые по мере сил помогают этому движению к
лучшему миру, и консерваторов, которые цепляются за
старое. Есть те, кто зовут нас в светлое будущее, где
построены чудо-города и цветут сады, и есть те, кто хотят
утащить нас в проклятое прошлое — где невежество,
грязь и угнетение. Те из нас, кто застал владычество
коммунистической идеологии, хорошо помнят, как этот миф
преподавался в школах и ВУЗах, и, конечно, авангардом
прогресса, и надеждой человечества был СССР. С падением
СССР изменилось восприятие того, кто, собственно в
авангарде — вернее, вернулось традиционное для
российской интеллигенции почитание «передового
Запада» - но миф сохранил ряд своих традиционных
черт. В частности, враждебность по отношению к религии,
которая прочно ассоциируется с силами, противными
прогрессу.
Этот миф, как и положено мифу, не столько описывает
реальность, сколько задает систему ценностей и
интерпретаций. Он диктует людям, как оценивать те или
другие события. В США гомосексуальное сожительство
уравняли в правах с браком — прогресс, замечательно,
наш паровоз вперед летит. В России запретили оскорблять
религию, да гомосексуальных «просветителей»
решили не допускать до детей — кошмар, силы реакции
подняли голову, мракобесы не пускают нас в светлое
будущее.
Одна из проблем этого мифа — под него очень сложно
подогнать реальную историю. Наблюдался ли у нас линейный
прогресс с 1913 года по 1923? А по 1933? А по 1943?
Человеческая цивилизация вовсе не движется по ровной
дороге прогресса; более того, некоторые исторические
тенденции, которые считались «прогрессивными»
в последствии отказывались прогрессивными примерно в том
же смысле, в котором говорят о прогрессирующем раке.
Коммунизм — самый масштабный, но далеко не
единственный пример. Национал-социализм, который
справедливо рассматривается как провал в дремучее,
дохристианское еще варварство, опирался на расистские
теории, которые в конце XIX — первой половине XX
веков считались научным мейнстримом. Это сейчас измерения
черепов воспринимаются как дикость — а тогда
краниометрический циркуль был инструментом вполне
прогрессивной науки, которая ранжировала расы по степени
их перехода от животного к человеку. Такая практика, как
стерилизация неполноценных — до нацисткой Германии
прочно утвердившаяся во вполне приличных демократических
странах вроде США или Швеции — тоже рассматривалась
как «научная», а протесты консервативных
христиан против нее отлично вписывались во все тот же миф
борьбы «мракобесия» с
«прогрессом».
История человечества знает упадок и разрушение великих
цивилизаций, провалы в глубокую дикость и варварство,
массовое одичание — так что думать, что любые
новшества означают «прогресс» в смысле
улучшения, было бы чрезвычайно наивно.
Верующие в «передовой Запад» очень любят
высмеивать предполагаемую веру своих оппонентов в
«тлетворный Запад». На самом деле, какого-то
единого «Запада», «передового» или
«тлетворного» просто не существует. Недавно я
видел фотографию — участник гей-парада, немолодой
обрюзгший мужчина, нарядившиеся в женское белье и покрытый
вагоном грубого макияжа, кокетничает на фоне готического
собора. Запад гей-парадов и Запад готических соборов
— это два разных Запада, причем находящихся между
собой в непреодолимом конфликте. Сотни тысяч французов,
выступивших против усыновления детей однополыми парами
— это тоже Запад. И консервативные католики —
члены самого древнего существующего в Западной Европе
института — это тоже Запад. И именно этот Запад,
Запад соборов — подлинный. Это Европа Джотто и Баха,
блаженного Августина и Фомы Аквинского, створчатых алтарей
Мемлинга и ораторий Генделя. Тот «передовой
Запад», которым бредит наша либеральная
интеллигенция, это порча, разъедающая эту, подлинную
Европу.
И это очень серьезная порча. Сравнения с большевизмом тут
могут быть и чрезмерными, и в чем-то просто неверными,
каждая историческая ситуация уникальна. Но некоторые
параллели просматриваются — антирелигиозность,
антисемейность, и пока плавный, дрейфующий, но отход от
тех прав и свобод, которые Запад так долго считал
фундаментальными, и прежде всего, свободы вероисповедания.
Кто бы мог подумать еще недавно, что в Британии —
этом оплоте свободы и права — католические агентства
по усыновлению будут
закрывать за отказ отдавать детей в однополые пары?
Кто бы мог представить, что в США христиан
будут принуждать оплачивать аборты? Кто бы мог ожидать
торжества идеологии, для которой сама вера в то, что
«Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил
их» является ненавистной, а попытки действовать
исходя из этой веры — преступными?
То, что наши либералы оценивают в западной жизни как
«прогресс», многие люди на самом Западе
оценивают как прогрессирование тяжкой, и, возможно,
смертельной болезни. Болезнь, которую ее носители полны
решимости навязать всем остальным — и Россия
сталкивается с огромным давлением со стороны мировых
либеральных элит. То, что у нас сказали этому давлению
«нет» - это очень обнадеживающий признак.
Россия оказалась на стороне подлинной Европы —
Европы соборов, а не гейпарадов.
Будет ли паровоз «прогресса» лететь дальше,
вплоть до поглощения Запада другими, более жизнеспособными
цивилизациями, или маятник качнется в обратную сторону, мы
пока не знаем. Мы только знаем, что у нас тут уже было
семьдесят лет «прогрессивных» социальных
экспериментов, и свой лимит на эксперименты мы уже
израсходовали. То, что государство обращается к защите
того, что составляет фундамент любого жизнеспособного
общества — религии и семьи — обнадеживающий
признак здравомыслия.
Сергей Худиев
pravoslavie.ru