Несколько дней назад я с благодарностью получил твое письмо. Мне
было очень приятно узнать о том, что упомянутые тобой трудности уже
преодолены. Всякий раз не перестаешь удивляться, наблюдая, как время -
вместе с благодатью, естественное с помощью сверхъестественного -
способно исправлять ошибки людей.
Сегодня я намерен написать тебе более длинное письмо и сразу позволю
себе перейти к главной его теме. Поводом к нему послужила дискуссия о
форме и содержании, касающаяся непосредственно одежды, которую некоторые
из участников духовных занятий не могли обойти стороной и которая, по
твоим словам, тебя не очень-то переубедила. К этому стоит добавить то,
что в подобных спорах высказываются, как правило, лишь поверхностные
суждения, которые сами по себе не могут быть убедительными. Попробуем
рассмотреть этот конкретный вопрос основательнее и прежде всего
исследовать первопричину.
Из-за чего же происходит непонимание в вопросе, касающемся одежды
женщины? Как правило, говорят: "Не понимаю, что же плохого в том, если
женщина носит брюки; кроме того, необходимость носить юбку была бы для
женщины унижением, выражением неравенства, ограничением свободы. Ведь, в
принципе, речь идет о чисто внешнем, а, следовательно, о практическом
моменте; почему же не воспользоваться этим практическим преимуществом?"
Теперь мы остановимся на отдельных возражениях и, воспользовавшись случаем, начнем издалека.
Чувства неполноценности и ограничения, которые, как многим кажется,
вызваны необходимостью носить юбку, возникают в результате неправильного
представления о равенстве. В данном случае смешиваются два понятия, а
именно - неравенство и разнородность. Многое понимает человек о
сотворении мира и его Создателе, если он правильно понимает принцип
разнородности. Наш Бог - Бог порядка, упорядоченности, которая по
необходимости включает в себя подчинение и различие. Равенство на
горизонтальной плоскости не может создать упорядоченности. Для этого
существует вертикальное направление.
Различные способности, склонности, полномочия составляют богатство
общества и, не в последнюю очередь, микрообщества, имя которому - семья.
Без этих различий в мире царила бы бедность - духовная, человеческая,
душевная бедность. И именно для того, чтобы этого избежать, сотворил нас
добрый Господь разными: именно для того, чтобы совершеннее выточить
человека, даровал ему Бог отца и мать, которые в своем различии и
самобытности дополняют друг друга. Отличие женщины от мужчины охватывает
всю ее сущность и бытие - вплоть до последней клетки ее тела, вплоть до
последнего порыва ее сердца, не говоря уже об образе и способе ее
мышления, суждения и желаний.
Физически это различие обусловливает у мужчины выносливость и силу;
он должен стойко выдерживать жизненную борьбу за себя и за своих
близких, а борьба эта - нелегка. У женщины же оно означает особую
приспособленность ее тела к материнству. Предрасположенность мужчины в
мире чувств больше направлена вовне; его внутренний мир более устойчив,
стабилен и конкретен. Это требуется для жизненной борьбы; в его мышлении
преобладает рассудительность, трезвость суждений, граничащая порой с
бесчувственностью, черствостью, однако также для него характерно и
всестороннее взвешенное суждение. И в нравственно-религиозном аспекте
мужчина непременно стремится применить к своей жизни христианское учение
и добродетель путем своего энергичного шага извне в мир внешний.
Поэтому именно его мы видим стоящим на всех поворотных пунктах в истории
не только человечества, но и в истории Церкви. Именно поэтому только
мужчине дается сан священника; в первую очередь потому, что глубочайшим
смыслом священства является распространение Царствия Божьего по всему
миру.
Чувственный мир женщины направлен более вовнутрь; ему свойственна
мягкость, кротость, нежность. Женщине это необходимо для реализации ее
материнского призвания. Духовный мир женщины также определяется ее
заботой о ребенке. Ребенок больше думает о частном, зримом и'' легче
всех понимает язык сердца. Поэтому-то и мышление женщины более склонно к
осмыслению частного, видимого; она обладает особым чутьем к внутреннему
состоянию человека, пресловутым даром проницательности сердца. Женщина
закладывает основу духовного мира ребенка, ту основу, на которой
зиждется все последующее познание, мышление и суждение, все высоты
человеческого духа, вплоть до гениальности, а также вся человеческая
культура. Этот труд безмолвен и незаметен, невзрачен, на первый взгляд
впрочем, как и любая другая работа'' по созданию основы; однако труд
этот подобен подножию горы, поддерживающему общую вершину человеческой
духовности. Религиозная жизнь женщины, как и все в ней, также направлена
вовнутрь. Смирение, терпение, жертвенная любовь, ничем непоколебимая
вера - вот добродетели, столь близкие ее сердцу. В этом она, как
правило, превосходит мужчину. Это, опять-таки, имеет важное значение для
ребенка: религия и является самым драгоценным, что женщина должна
передать ему. Вот ее священническая миссия, которая в свою очередь
формирует религиозный внутренний мир ребенка и, наконец, благодаря
которой закладывается и реализуется священство мужчины.
Таким образом, мужчина и женщина совершенно равнозначны друг другу и
все же, с другой стороны, полностью отличаются друг от друга. И сам по
себе никто из них не является неполноценным по отношению к другому.
Неполноценной становится всегда какая-либо половина лишь в том случае,
если она не дотягивает до того уровня, который от нее требуется Богом:
если мужчина является несовершенным и не всесторонне развитым мужчиной и
если женщина является не всесторонне развитой и несовершенной женщиной.
Следовательно, женский пол нисколько не станет совершеннее, если
будет стремиться как можно больше уподобиться мужчине. Наоборот, тем
самым женщина лишь потеряет свою ценность. Точно так же и мужчина
потеряет ценность, если будет желать походить на женщину. Женоподобный
мужчина в равной степени отвратителен и противен, как и мужеподобная
женщина. Бог желал не отождествления, а дополнения. И этот принцип лежит
в основе всего без исключения устройства, как природы, так и благодати.
Ибо только в этом случае они могут быть способны, идя рука об руку и
правильно дополняя друг друга, выполнить ту задачу, которую поставил
перед ними Бог, и прийти к общей цели - передать и развить человеческую
жизнь.
Итак, в природе предусмотрена разнородность; если же ее игнорировать
и пытаться все подогнать под одну уравнивающую схему, тогда, вместо
обогащения и цветения, женщина будет претерпевать упадок и унижение,
лишившись той благородной природы, дарованной ей Богом. Тут ты, быть
может, скажешь, что тебе вполне понятно, что для женщины Бог усмотрел
иную задачу, нежели для мужчины, а для ее выполнения также и иные
способности, иные задатки; ее сильная сторона не та, что у мужчины. Но
какое же все это имеет отношение к чисто внешним, практическим,
функциональным вещам, в частности, к одежде? Совершенно прямое и
непосредственное отношение, отвечу я тебе, ибо внешняя форма часто
является лишь выражением внутреннего отношения или содержания. Внешние
формы - признаки внутренних ценностей и, поэтому, не предоставлены сами
себе, не свободны определять себя сами и не автономны, но своей
сущностью делают наглядным содержание; следовательно, можно сказать:
внешняя форма - это отображение содержания. Действительно, "не всегда
сутана делает монаха" (французская поговорка). Если она не отражает
того, кем он является в действительности, то, по крайней мере,
демонстрирует то, кем он должен быть - и этого вполне достаточно, чтобы
вызвать чувство глубокого уважения и почтения к нему. То, что внешние
формы являются признаками внутреннего содержания, можно рассмотреть на
следующем простом примере: во время Мессы мы воздаем хвалу Богу и
освящаем наши души. Неужели я не должен принимать в расчет основной
закон существования непосредственной связи между формой и содержанием,
несмотря на то, что священнику это запрещено, проводить Богослужение в
шортах или в тренировочном костюме? Ведь тут, как будто бы, речь идет об
исключительно духовно-умственном действии, не о внешней форме... И
все-таки каждый чувствует, что такой неподобающий священнику поступок
явился бы выражением совершенно неподходящего для Богослужения образа
мыслей и убеждений. Для преданной традиции девушки было бы скандалом
повстречать на улице священника, облаченного в летнюю одежду. И, тем не
менее, для нее ничего не значит появиться в мужской одежде перед
священником (или перед кем бы то ни было).
В поведении женщины должна находить выражение ее женственность.
Кроме того, она должна гордиться своей женственностью, ибо в ней в
полной мере заложены те богатства, которые предусмотрены для женщины.
Этот настроенный на внутренний лад, нежный, почти таинственный образ
женщины находит свое выражение в ее поведении, а также в ее платье,
которое ей так к лицу. "Женщина - это тайна, говорит Св. Павел, - она не
должна показывать свою наготу".
Следующий, безусловно, тоже немаловажный аргумент в пользу приличной
одежды следует из половых предрасположений обоих полов. Этот аргумент
предполагает общечеловеческий факт, а именно то, что мужчина в
сексуальном отношении значительно более несдержан, нежели женщина, и
если женщина не видит особой привлекательности в непристойных или даже
бесстыдных манерах и нарядах, это вовсе не дает ей права считать, что
мужчиной это будет воспринято точно так же. Напротив, здесь - слабое
место мужчины, его ахиллесова пята, которая в мгновение ока может стать
причиной падения этого, кажущегося таким сильным, закованным в латы
исполина. Таким образом, если Церковь требует от женщины большей
скромности, это вовсе не является несправедливостью, а лишь принятием к
сведению этого вышеупомянутого факта. А отсюда следует то, что как плохо
поступает мужчина, применяя свою физическую силу с тем, чтобы
господствовать над женщиной, так же плохо ведет себя и женщина, когда
она (преднамеренно или нет) использует свой женский облик для того,
чтобы обезоружить мужчину. Женщина не должна забывать: по своей сути она
устроена так, чтобы привлекать к себе взоры, поэтому также и внешние
формы должны служить как против слабости мужчины, так и против тщеславия
женщины.
Собственно, вопрос, касающийся одежды, прежде всего мыслительного
процесса, является интуитивным; к сожалению, благодаря сегодняшнему,
отчасти противоестественному стилю жизни, происходит уничтожение
интуитивного представления о том, чему полагается быть сообразным с
природой, естественным, и осознания того, что является неприличным. Сам
по себе этот вопрос об одежде не нуждался бы в долгом теоретическом
разъяснении - если бы существовала правильная интуиция. Итак, если она
испорчена (а для того, чтобы согласиться с этим фактом, от многих,
считающих себя сознательными традиционными католиками, потребуется
определенное смирение), то как же можно восстановить эту интуицию? Здесь
я позволю дать тебе один конкретный совет: поноси в течение шести
месяцев только юбку и, возможно, впоследствии эта утомительная дискуссия
станет уже излишней, поскольку тогда ты вновь обретешь подлинную
интуицию.
И если вдруг тебе покажется трудным быть так одетой, находясь вне
дома, на улице, на работе или там, где твоя одежда также непременно
бросается в глаза, подумай о том, что именно сегодня столь важным
является личное свидетельство. В эпоху, когда пропало осознание
чудесного творческого плана Божьего, в эпоху, когда женщины уже более не
понимают сами себя, когда они потеряли тождественность (идентичность)
самим себе, потеряв свое предназначение, свою чудесную одухотворенную
миссию и свой идеал, - требуется отвага, мужество убежденных женщин,
которые вернут женскому облику его
сияние. Это может произойти лишь в том случае, если этот женский
облик во всей своей целостности будет отстаиваться, показываться на
примере собственной жизни и тем самым будет восстановлен. Благодаря
такому мужеству эти женщины одержат победу над человеческим страхом, над
духом времени, над всеобщим течением. Даже в том обществе, которое мы
называем варварским, женщина никогда не позволяла себе унизить себя до
такой степени, чтобы начать носить мужскую одежду. И лишь только вторая
половина XX столетия принесла с собой этот скверный обычай вместе со
многими другими.
Будущее нашего народа зависит от целомудрия и смирения женщины, ибо,
согласно поговорке, народ становится тем, что из него делает женщина.
Я желаю тебе спокойно и без предупреждений обдумать эти мысли и суметь осознать их значение.
Да благословит тебя Господь!
Отец X...
http://contrreformatio.narod.ru/