Бог восхотел, чтобы
Пресвятые Дары не только сохранялись во всех церквах как источник всех
благодатен и напоминание о вечной любви, но особенно он восхотел и
устроил, чтобы этому почитанию и поклонению был посвящен определенный
день в году, известный под названием праздника Тела Господня.
Первый повод ко введению праздника дали кощунства и богохульства
лжеучителей XI и XII веков, отрицавших действительное присутствие Иисуса
Христа в Пресвятых Дарах и желавших уничтожить Сердце Святой
Католической Веры.
Бог восхотел торжественное искупление этих кощунств, и их
преступному богохульству восхотел Он воспрепятствовать великим
прославлением и оживить и укрепить в сердцах верных веру в
действительное присутствие Господа нашего
Иисуса Христа в Пресвятых Дарах. Орудием же осуществления этих
планов избрал Бог слабую и неизвестную миру девушку Юлианию. Такова,
собственно, и есть премудрость Божия: слабость избирать, а силу
постыжать и малыми и невзрачными средствами исполнять великое. Так было и
здесь. Не могущественного князя, не известного епископа и даже не Папу
избрал Бог для учреждения этого святейшего праздника, а бедную и
смиренную девушку.
Юлиания родилась в деревне Рентин, находящейся примерно в двух часах
езды от епископского города Люттиха на территории современной Бельгии,
от бедных родителей в 1193 году. В возрасте 5 лет она лишилась своих
благочестивых родителей и воспитывалась орденскими сестрами в соседнем с
деревней монастыре в святой любви Божией и в страхе Господнем. До
наступления четырнадцатилетия она пасла скот и со своими подругами
выполняла работу последней батрачки. Благодаря своему благочестию уже в
1208 году она заняла должность медицинской сестры в монастырской
больнице. Теперь она учила латинский язык и ежедневно размышляла над
одной частью Священного Писания. Подобно пчеле, перелетающей с цветка на
цветок и собирающей нектар, из Священных Книг она собрала прекрасные
жизненные правила, которым точно следовала. Ежедневно она читала
творения Святого Августина и ее сердце, подобно сердцу этого святого,
воспламенялось прекрасной Божественной Любовью. При этом она не забывала
о своих обязанностях, никогда не опаздывала, больным служила с огромным
трудолюбием и домашнюю работу выполняла с удивительным и достойным
восхищения усердием. Всем в монастыре она служила как батрачка, и все
любили ее за веселые и нежные чувства. Такую жизнь в исполнении своих
обязанностей и христианской любви к ближним вознаградил Бог множеством
милостей. Особенно счастливой она была при принятии Святого Причастия.
Огонь внутренней любви к Спасителю исходил из ее души, запечатлевшись на
лице, и она блистала подобно Ангелу. Затем у нее были частые явления,
которые она не могла объяснить: она видела
луну, излучающую сияние, но однако же всегда с темным пятном на
одной стороне. После долгого беспокойства, в один из дней, она услышала
говоривший к ней небесный глас: «Беспокоящее тебя есть то, что
Воинствующая Церковь Иисуса Христа не имеет одного праздника и Бог хочет
его установить - это величественный праздник Наисвятейшего Тела
Господня. Для него должен быть выбран собственный день, в оный праздник
Пресвятого Тела Господня во всем Христианстве будет радостно
праздноваться, с ним вера и добродетельная жизнь будут укрепляться, а
гнусности и бесчестия против Наисвятейшего Таинства Алтаря через
искреннее почитание истребятся, и снова наступит благоприятное время».
Одновременно Юлиании было сказано, что она должна учредить этот
праздник. С одной стороны, благочестивая девушка была обрадована
откровением, но, с другой стороны она была глубоко опечалена, когда
услышала, что она должна распоряжаться установлением этого праздника.
Она считала себя жалкой, слабой и ничтожной. Как она осмелится
предпринять такое начинание? Уже от одних мыслей об этом она начинала
дрожать. День и ночь взывала она к Богу, чтобы Он снял с нее этот груз.
Никому не решалась она этого открыть. К ее страданиям добавилось еще
преследование от других сестер. Когда она исполняла в точности все
правила своего ордена, то восстанавливала против себя многих сестер. Она
была порицаема, оклеветана и обессилена. Двадцать лет длилась эта
борьба, но Любовь Божия не оставила свою верную слугу. Она не дала
утратить ей знание и дар чуда и даровала отдых в ее мольбах. Богу было
угодно возложить также и на другого человека задание побудить Церковь
установить этот праздник.
Напрасно Юлиания лежала день и ночь перед Дарохранительницей, прося
ответа у возлюбленного Жениха своей души. Она должна была сделать эту
тайну известной. Она знала, что Бог доверил ей эту тайну и она решила
утаить знание о ней от мира и доверить его одному лицу, уже долгое время
оставившему этот мир и мир давно забывшему. Это была благочестивая
монахиня Ева, жившая при церкви Святого Мартина. Эта горевшая любовью к
Богу девушка свою жизнь посвятила устроению этой церкви и там, полностью
отрекшись от мира, служила Господу в посте и молитве. С ней было много
монахинь, таким же образом проводивших свою жизнь. К ней обращалась
теперь Юлиания: «Моя дорогая Ева! Уже давно я несу одну громадную ношу и
никакие усилия не в состоянии меня от нее освободить. Я ни с кем об
этом еще не говорила, но тебе хочу доверить первой». Она поведала ей обо
всех происшедших событиях. Так же Юлиания поговорила с одной из
монахинь, имевшей похожие явления. Они обе решили
открыть эту тайну главе капитула каноников церкви Святого Мартина,
ученому и благочестивому мужу Иоанну Лозанскому. И скоро дело об
откровении стало известно народу. И как часто бывает в подобных случаях,
одними Юлиания была поднята до небес, а глупцами и мечтательницами
осмеяна. Народ был подстрекаем против Юлиании и с ненавистью преследовал
ее, желая смерти. У каноника Иоанна Лозанского и Евы ей удалось найти
спокойное и безопасное жилье. Немного позднее, по решению епископа
Роберта Лютихского она смогла, наконец, вернуться в свой монастырь.
Теперь имя Юлиании было у всех на устах: все узнали о ее добродетелях,
ее душевной силе. Мужество Юлиании хвалили, и прежние противники
возвеличивали ее. Вследствие этого откровение получило особое значение и
введение праздника Пресвятого Тела Господня ускорилось, хотя епископ
Роберт еще не решался отпраздновать его в своей епархии. Наконец, он был
окончательно убежден одним особенным, чудесным небесным откровением и
издал торжественное пастырское послание своему клиру. В нем он просил
устроить этот праздник в пятый день после праздника Пресвятой Троицы,
торжественно и в соответствии с предписанным чином. Но он разрешил
отпраздновать его один раз и не больше. К огромной радости Юлиании и
Евы, а также их подруги Изабеллы первыми этот праздник отпраздновали
каноники церкви Святого Мартина. Все происходило торжественно и со
всевозможным великолепием. Но против Юлиании вновь поднялась волна
возмущения. Она умерла как святая 5 апреля 1258 г., не дожив до
повсеместного введения праздника Тела Господня. Ее святое тело было
погребено в монастырской усыпальнице и сразу после своей смерти она
стала почитаться как святая, и почитание это возрастало день ото дня.
Бог Сам прославил величие слуги своей через многие дары и милости, и
благодати Его свидетельствуют, что именно Он избрал ее для осуществления
своих святых намерений учредить праздник Тела Господня. Юлиания часто
предсказывала, что праздник этот будут отмечать по всей земле. И
предсказание Юлиании исполнилось. На папский престол под именем Урбана
IV был избран прежний лютихский архидиакон Иаков Панталеоне.
Благодаря влиянию Папы Урбана IV в 1262 году праздник Тела Господня
был вновь введен во всей Лютихской епархии. Но праздника еще не было во
всей Церкви. И тогда Бог явил свою волю через новое чудо. Это великое
чудо произошло в Больсено и известно под названием «Больсенская Месса». В
1264 году Папа находился в Орвиетто. В ближайшем городке Больсено один
священник во время Мессы пролил каплю Святейшей Крови и захотел скрыть
свой проступок. Он сложил плат (корпорал), на который упала капля
Святейшей Крови. К его великому ужасу пролитая Святейшая Кровь била
сквозь весь плат наружу, оставляя кругом кроваво-красные пятна в форме
Гостии. Священник не мог скрывать это чудо, разнеслись слухи и о
случившемся узнал Святой Отец. Убежденный этим очевидным чудом, Папа не
хотел медлить и решил издать буллу о введении праздника Тела Господня
для всей Церкви. Одновременно Папа поручил св. Бонавентуре и св. Фоме
Аквинскому составить Божественную Службу для единообразного совершения
праздничного Богослужения во всей Церкви. Оба святых мужа принялись со
всевозможным усердием за работу. Тем временем умерла монахиня Ева, и
вскоре вслед за ней умер Папа Урбан IV. Праздник отмечали еще только в
Лютихской епархии. Только после второго преемника Урбана IV, после
Клемента V, начиная с 1311 года, праздник начал отмечаться повсеместно.
Торжественная процессия с Пресвятыми Дарами была введена при Папе Иоанне
XXII. С тех пор и до наших дней, благодаря голосу слабой девушки
возвышается этот праздник, это торжественное прославление Господа нашего
Иисуса Христа, пребывающего на алтаре в Пресвятых Дарах.
Steeger A. Die Heiligen Sakramente
der Katholischen Kirche, Sieben
Gnadenquellen fur die katholische
Familie. Basel, 1923.
Пер. с нем. П. Бузаева.
http://contrreformatio.narod.ru/