31. Указующие принципы, затрагивающие вопросы
общественно-экономического порядка, подробно изложены в социальной
энциклике Льва XIII о труде 13. В Нашей собственной энциклике о
реконструкции социального порядка 14 эти принципы приспосабливаются к
современным нуждам. В ней, вновь настаивая на вековом учении Церкви,
касающемся личного и общественного характера частной собственности, Мы
ясно объяснили право и достоинства труда, отношения взаимопомощи и
сотрудничества, которые должны существовать между теми, кто обладает
капиталом, и теми, кто работает, плату, вполне справедливо следующую
рабочему на прожитье его самого и его семьи.
32. В той же Нашей
энциклике Мы показали, что средство ко спасению нынешнего мира от
прискорбного упадка, в который поверг нас нравственный либерализм, это
не классовая борьба и террор, но и не самовластное злоупотребление
государственной властью, а внедрение общественной справедливости и
чувства христианской любви в социально-экономический порядок. Мы
показали, как восстановить прочное процветание в соответствии с
подлинными принципами здравой корпоративной системы, уважающей
надлежащую иерархическую структуру общества, и каким образом все
профессиональные группы должны влиться в гармоничное единство,
вдохновленное идеей общего блага. Истинная же и главная функция
публичной и гражданской власти состоит именно в действенном укреплении
этой гармонии и согласовании всех общественных сил.
33. Ввиду сих
общих организованных усилий, направленных на мирное существование,
католическая доктрина подтверждает за государством достоинство и власть
бдительного и бережливого защитника тех божественных и человеческих
прав, на которых столь часто настаивают Священное Писание и Отцы Церкви.
Неверно, будто в гражданском обществе все обладают равными правами.
Неверно и то, что не существует законной общественной иерархии.
Удовольствуемся ссылкой на уже упомянутые выше энциклики Льва XIII, в
особенности - на энциклику о государственной власти 15 и энциклику о
христианском уложении государства 16. В сих документах католик найдет
ясно изложенные принципы, основанные на рассудке и Вере, которые
позволят ему защищаться от ошибок и опасностей коммунистической
концепции государства. Порабощение человека, лишенного своих прав,
отрицание сверхъестественного происхождения государства и его
авторитета, страшные злоупотребления общественной властью, ставящейся на
службу коллективистского терроризма сугубо противоречат всему, что
соответствует естественной этике и воле Создателя. И человек, и
гражданское общество ведут свое начало от Создателя, Который взаимно
поручил их друг другу. Посему ни тому, ни другому нельзя ни освободиться
от соответствующих обязательств, ни отрицать или приуменьшать права
друг друга. Сам Создатель упорядочил основы взаимоотношений между ними, и
когда коммунизм приписывает себе право насаждать вместо божественного
закона, основанного на непреложных принципах истины и милосердия,
пристрастную политическую программу, которая происходит от своевольных
человеческих желаний и насыщена ненавистью, имеет место несправедливая
узурпация.
34. Преподавая сие просвещающее учение, Церковь не
имеет иных намерений, кроме как реализовать благую весть, пропетую
ангелами над вифлеемской пещерой при рождестве Искупителя: "Слава в
вышних Богу, и на земле мир" 17, подлинный мир и подлинное счастье даже
здесь, на земле, сколь то возможно, но - людям доброй воли*. Эта
доктрина равно удалена от всех ошибочных крайностей и преувеличений,
свойственных партиям и системам, основанным на заблуждениях. В ней
поддерживается устойчивое равновесие истины и справедливости,
доказываемое в теории и защищаемое на практике, чтобы добиться гармонии
прав и обязанностей всех сторон. Таким образом, власть примиряется со
свободой, личное достоинство - с достоинством государства, человеческая
личность подданного - с богоданными полномочиями руководящего;
устанавливается баланс между, с одной стороны, должной зависимостью и
упорядоченной любовью человека к себе самому, своей семье и стране, и, с
другой, его любовью к другим семьям и другим народам, основанной на
любви Бога, Отца всех, их первого принципа и конечной цели. Церковь не
отделяет надлежащее внимание к преходящему благу от заботы о благе
вечном. Хотя Она подчиняет первое второму, согласно слову своего
божественного Основателя - "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и
это все приложится вам" 18, Она все же столь далека от пренебрежения
людскими делами, столь далека от сдерживания гражданского прогресса и
материального развития, что поощряет их и способствует им самыми
здравыми и действенными способами. Посему даже в социально-экономической
сфере Церковь, хотя Она никогда и не предлагала определенной
технической системы, поскольку то не принадлежит к Ее области, все же
ясно очерчивает руководящие принципы, которые, допуская разнообразие
конкретных вариантов применения в соответствии с различными условиями
времени, места и народа, указывают безопасный путь к обеспечению
благополучного развития общества.
35. Мудрость и крайняя
полезность этого учения признаются всеми, кто его действительно
понимает. Выдающиеся государственные деятели здраво утверждают, что,
изучив различные общественные системы, они не нашли ничего более
разумного, нежели принципы, выраженные в энцикликах "Rerum Novarum" и
"Quadragesimo Anno". В некатолических, даже нехристианских странах
признается высокая ценность социальной доктрины Церкви для общества.
Так, чуть больше месяца назад человек, являющийся видной политической
фигурой на Дальнем Востоке, не христианин, не промедлил публично
заявить, что Церковь, с Ее учением о мире и христианском братстве,
вносит выдающийся вклад в решение трудной задачи по установлению и
поддержанию мира между народами. Наконец, из достоверной информации,
стекающейся в Сердце Христианского мира со всех частей света, Мы знаем,
что сами коммунисты там, где они не окончательно развращены, как только
социальная доктрина Церкви им разъясняется, признают ее превосходство
над доктринами своих вождей и учителей. Лишь те, кто ослеплен страстями и
ненавистью, закрывают глаза от света истины и упрямо сражаются против
нее.
36. Но враги Церкви, хотя они и вынуждены признать мудрость
Ее учения, обвиняют Ее в том, что Ей не удается действовать в
соответствии с собственными принципами, и отсюда заключают, что
необходим поиск иных решений. Крайняя лживость и несправедливость этого
обвинения видна из всей истории христианства. Упомянем лишь одну
типичную черту: именно христианство впервые утвердило подлинное и
вселенское братство всех людей вне зависимости от расы и состояния.
Учение сие Церковь провозглашала методично, с размахом и убежденностью,
неведомыми прежним векам; его посредством Она внесла могучий вклад в
отмену рабства. Не кровавая революция, но внутренняя сила Ее учения
заставила гордую римскую матрону увидеть в своей рабыне сестру во
Христе. Это именно христианство поклоняется Сыну Божию, соделавшемуся
Человеком из любви к человеку и ставшему не только "Сыном плотника", но и
"Плотником" 19. Это именно христианство возвысило ручной труд до его
подлинного достоинства, которого прежде он был лишен до такой степени,
что даже сдержанный Цицерон не колебался в подведении итогов общего
мнения своих современников в выражениях, которых устыдился бы любой
современный социолог: "Все ремесленники заняты отвратительным делом, ибо
в мастерской не может быть ничего облагораживающего" 20.
37.
Верная сим принципам, Церковь дала людскому обществу новую жизнь. Под Ее
влиянием возникли огромные благотворительные организации, великие
гильдии ремесленников и всевозможных трудящихся. Гильдии эти,
высмеиваемые либерализмом последнего столетия как "средневековые",
сегодня вызывают восхищение наших современников во многих странах,
пытающихся в некой современной форме вернуть их к жизни. Когда же другие
системы затрудняли Ее работу и препятствовали полезному влиянию Церкви,
Она не прекращала предупреждать их об их ошибках. Надо лишь вспомнить, с
какой неустанной твердостью и энергией Наш Предшественник Лев XIII
отстаивал право трудящихся на организацию, в коем безжалостно отказывал
им правящий либерализм в наиболее могущественных государствах. И по сей
день авторитет этой церковной доктрины больше, чем кажется, ибо влияние
идей в области фактов хотя и невидимо и с трудом измеримо, но,
несомненно, играет важнейшую роль.
38. Можно со всей уверенностью
сказать, что Церковь, подобно Христу, проходит чрез столетия, творя
всем добро. Сегодня не было бы ни социализма, ни коммунизма, если бы
правители народов не пренебрегали учением и материнскими
предостережениями Церкви. На фундаменте либерализма и секуляризации
хотели они возвести иные социальные здания, которые, казавшись поначалу
мощными и величественными, слишком скоро показали слабость своих
оснований и ныне, на наших глазах, рушатся одно за другим, как и должно
рухнуть все, что не стоит на краеугольном камне, Который есть Христос
Иисус.
39. Сие, достопочтенные братия, есть учение Церкви,
Которая единственная в области как социальной, так и любой иной способна
пролить истинный свет и утвердить спасение перед лицом коммунистической
идеологии. Но учение это необходимо последовательно претворять в
практику каждодневной жизни, следуя увещеванию св. апостола Иакова:
"Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих
себя" 21. Самая насущная нужда нынешнего дня, посему, есть энергичное и
своевременное применение целебных мер, которые позволят эффективно
отразить катастрофическую опасность, делающуюся с каждым часом все более
грозной. Мы питаем твердую надежду на то, что фанатизм, с коим сыны
тьмы денно и нощно трудятся в деле своей материалистической и
атеистической пропаганды, послужит, наконец, святой цели побуждения
сынов света к подобному и даже большему рвению к чести Божественного
Величия.
40. Что же, в таком случае, должно быть сделано, какие
средства должны быть применены, дабы защитить Христи а христианскую
цивилизацию от этого злого врага? Как отец посреди своей семьи, хотели
бы Мы, вполне душевно, говорить о тех обязанностях, что возлагает
великое противоборство наших дней на всей детей Церкви; Свое отеческое
увещевание обратим Мы даже к тем сыновьям, что далеко отошли от Нее.
41.
Как и во все бурные периоды истории Церкви, главное лекарство лежит
ныне в искреннем возрождении в согласии с принципами Евангелия личной и
общественной жизни всех, кто принадлежит к Пастве Христовой, дабы они
воистину были солью земли, сохраняющей человеческое общество от полного
разложения.
42. С сердцем, глубоко благодарным Отцу Света, от
Которого исходит "всякое даяние доброе и всякий дар совершенный" 22,
видим Мы со всех сторон утешительные знаки этого духовного возрождения.
Наблюдаем Мы его не только во множестве особо избранных душ, кои в
последние годы были возведены до великих вершин святости, и во многих
иных, с чистыми сердцами поднимающихся к той же сияющей цели, но и в
новом расцвете глубокой и практической набожности во всех классах
общества, не исключая и самых культурных, как указали Мы в Нашем
недавнем Motu Proprio "In multis solaciis" от 28 октября прошлого года,
данном по случаю реорганизации Папской Академии Наук 23.
43.
Однако не можем Мы отрицать и того, что на пути духовного возрождения
предстоит еще немало сделать. Даже в католических странах остается еще
слишком много тех, кто едва ли является католиком более нежели по
названию. Слишком много тех, кто с большей или меньшей верностью
выполняет наиболее важные обязанности, предписываемые той религией,
исповеданием которой они кичатся, но не имеют желания лучше узнать ее,
углубить свою внутреннюю убежденность, а тем более - привести в согласие
с внешним глянцем внутреннее сияние праведной и незапятнанной совести,
сознающей и исполняющей всякий долг пред лицом Божиим. Мы знаем, сколь
сильное отвращение питал к этой пустой фарисейской мишуре наш
Божественный Спаситель, Тот, Кто желал, чтобы все поклонялись Отцу "в
духе и истине" 24. Католик, не живущий подлинно и искренне в
соответствии с Верой, которую он исповедует, недолго останется хозяином
самому себе в сии дни, когда столь мощно дуют ветры раздора и
преследования, но, беззащитный, будет сметен в том новом потопе, что
грозит миру. А значит, готовя свою собственную гибель, он выставляет на
посмешище само имя христианина.
44. Здесь же Мы желаем,
достопочтенные братия, исключительным образом настоять на двух учениях
Нашего Господа, имеющих особое значение для нынешнего состояния рода
людского: на оставлении мирских благ и на заповеди милосердия. "Блаженны
нищие духом" - эти слова первыми слетели с губ Божественного
Наставника, когда Он проповедовал на горе 25. Урок сей в нынешние дни
материализма, жаждущего благ и удовольствий на земле, важен как никогда.
Всем христианам, богаты они или бедны, следует не сводить глаз с неба,
помня, что мы "не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего" 26.
Богатые не должны ни заключать свое счастье в земных вещах, ни тратить
все свои силы на их приобретение. Напротив, пусть они, считая себя лишь
распорядителями земных благ, помнят о том отчете, что надлежит им дать в
этом распоряжении своему Господу и Хозяину, и дорожат этими благами как
ценными инструментами для творения добра, вложенными Богом в их руки; и
пусть, кроме того, не перестают раздавать бедным свои излишки, согласно
евангельской заповеди 27, **. В противном случае к ним и к их
богатствам справедливо будет суровое порицание св. апостола Иакова:
"Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих
на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше
и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и
съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние
дни…" 28.
45. Но также и бедные, в свою очередь, занимаясь, в
согласии с законами милосердия и справедливости, приобретением
необходимых средств к жизни и в улучшении своего положения, должны
всегда оставаться "нищими духом" 29 и почитать духовные блага выше,
нежели земную собственность и наслаждения. Пусть они помнят, что мир
никогда не сумеет избавиться от страданий, горестей и несчастий, кои
есть участь даже тех, кто кажется наиболее преуспевающим. Терпение,
посему, необходимо всем, - то христианское терпение, что успокаивает
сердце господним заверением в вечном счастье. "Итак, братия, - повторяем
Мы вместе со св. Иаковом, - будьте долготерпеливы до пришествия
Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него
терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы,
укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается" 30.
Лишь таким образом исполнится утешительное обещание Господа: "Блаженны
нищие!". Слова эти - не бесплодное утешение, не столь же пустое
обещание, как обещания коммунистов. Слова эти - слова жизни, носящие во
чреве своем наивысшую реальность. Они вполне подтверждаются и здесь, на
земле, как и в вечности. Воистину! сколь много бедных, в предчувствии
Царствия Небесного, уже провозглашенного принадлежащим им ("ибо ваше
есть Царствие Божие" 31), находят в этих словах радость, коей столь
много богатых, неудовлетворенных своим богатством и даже алчущих
большего, ищут вотще!
46. Еще важней в качестве лекарства от зла,
рассматриваемого нами, или, несомненно, в качестве средства, более
прямо предназначенного для его исцеления, заповедь милосердия. Мы
памятуем, что христианская любовь, которая "долготерпит, милосердствует"
32, избегает всякого сходства с унизительным патернализмом и всякой
демонстративности; что с самого начала христианства благотворительность
завоевала для Христа беднейших из бедных - рабов. И Мы благодарны всем
членам филантропических объединений, от конференций св. Винцента де Поля
до великих благотворительных организаций современности, которые
неустанно творят духовные и телесные дела милосердия. Чем больше рабочие
и бедняки понимают, чт? дух любви, оживотворенной Христовой
добродетелью, делает для них, тем с большей готовностью они оставляют
ложное убеждение, будто христианство утратило действенность и будто
Церковь стоит на стороне эксплуататоров их труда.
47. Но когда
видим Мы с одной стороны - тысячи нуждающихся, по различным причинам, от
них не зависящим, ставших жертвами настоящей нищеты, а с другой -
множество окружающих их людей, тратящих огромные суммы денег на
бесполезные вещи и ветреные развлечения, Мы не можем не отметить с
печалью не только то, что плохо соблюдается справедливость, но и то, что
заповедь милосердия недостаточно ценима, не является насущным
содержанием повседневной жизни. Посему Мы желаем, достопочтенные братия,
чтобы эта божественная заповедь, этот драгоценный опознавательный знак,
оставленный Христом Его истинным ученикам, полнее изъяснялась пером и
устным словом - заповедь, учащая нас видеть в страдающих Самого Христа, и
побуждающая любить своих братьев так же, как наш Божественный Спаситель
возлюбил нас, то есть - даже до самопожертвования, и, если потребуется,
даже ценой самой нашей жизни. Пусть же каждый часто размышляет над
словами окончательного приговора, столь утешительными и все же столь
страшными, что Верховный Судия произнесет в день Последнего Суда:
"Приидите, благословенные Отца Моего… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть;
жаждал, и вы напоили Меня…Истинно говорю вам: так как вы сделали это
одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" 33. И напротив:
"Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный… ибо алкал Я, и вы не дали Мне
есть; жаждал, и вы не напоили Меня… истинно говорю вам: так как вы не
сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне" 34.
48.
Посему, чтобы быть уверенным в жизни вечной и чтобы иметь возможность
действенно помогать бедным, необходимо возвратиться к более умеренному
образу жизни, отказаться от радостей - часто грешных - что в таком
изобилии предлагает нынешний мир; забыть себя из любви к ближнему. Сия,
как называет ее Христос, "новая заповедь" 35 христианской любви содержит
божественную возрождающую силу. Верное следование ей изольет в сердце
внутренний покой, неведомый миру, и, наконец, исцелит болезни, которыми
поражено человечество.
49. Но никогда милосердие не станет
милосердием подлинным, если не будет принимать в постоянное внимание
справедливость. Апостол учит, что "любящий другого исполнил закон", и
объясняет, почему: "Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не
кради… и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как
самого себя" 36. Значит, согласно апостолу, все заповеди, включая те,
что строго справедливы, как, например, запрещающие нам убивать или
красть, могут быть сведены к одному наставлению в подлинном милосердии.
Отсюда следует, что "милосердие", лишающее трудящегося заработной платы,
на которую он имеет полное право согласно справедливости, вовсе не есть
милосердие, а лишь пустое имя и лживая видимость. Работник не должен
получать в виде подаяния то, что причитается ему по справедливости. И
пусть никто не пытается необременительными пожертвованиями на
благотворительность избавиться от б?льших обязанностей, предписываемых
ему долгом справедливости. Часто и справедливость, и милосердие диктуют
обязательства, касающиеся одного и того же предмета, но с разных точек
зрения; и само достоинство трудящегося заставляет его справедливо и
остро чувствовать обязанности других по отношению к нему.
50.
Посему вновь Мы особым образом обращаемся к вам, христиане-работодатели и
промышленники, проблема которых часто столь трудна по той причине, что
вы обременены тяжким наследием несправедливого экономического режима,
разрушительное влияние которого ощущалось на протяжении множества
поколений. Просим вас не забывать о своей ответственности. К сожалению,
правда, что манера поведения в определенных католических кругах немало
послужила расшатыванию веры рабочих классов в религию Иисуса Христа. Эти
группы отказывались понимать, что христианское милосердие требует
признания определенных прав, принадлежащих трудящемуся, которые ясно
признавала Церковь. Как относиться к действиям тех
работодателей-католиков, которым кое-где удалось не допустить чтения в
местных церквах Нашей энциклики "Quadragesimo Anno"? Или тех
промышленниках-католиках, которые даже по сей день проявляют
враждебность к трудовому движению, рекомендованному Нами Самим? Не
прискорбно ли, что право на частную собственность, защищаемое Церковью,
столь часто используется как оружие, чтобы отнимать у рабочего
справедливую плату и социальные права?
51. В действительности,
помимо обоюдной справедливости, существует справедливость общественная,
накладывающая свои собственные обязательства, избежать которых не могут
ни наниматели, ни работники. Сущность общественной справедливости
состоит в том, чтобы требовать для каждого отдельного человека всего,
что необходимо для общего блага. Но как в живом организме невозможно
обеспечить благо целого, если каждая его индивидуальная часть и каждый
отдельный член не будут получать всего, что необходимо им для
правильного выполнения своих функций, так невозможно и заботиться о
социальном организме и благе общества как целого, если каждая его
индивидуальная часть и каждый отдельный член - иными словами, каждый
отдельный человек, облаченный достоинством своей человеческой личности -
не будет обеспечен всем, что необходимо ему для выполнения своих
общественных функций. Если общественная справедливость будет
удовлетворена, результатом сему послужит бурная активность экономической
жизни в целом, за которой последует спокойствие и порядок. Активность
эта станет доказательством здоровья общественного тела, точно так же,
как здоровье тела человеческого распознается по беспрепятственной
правильностью и отличной эффективности работы всего организма.
52.
Но нельзя сказать, что общественная справедливость удовлетворена, до
тех пор, пока работникам отказывают в плате, дающей им возможность
обеспечить надлежащее пропитание для себя самих и своих семей; до тех
пор, пока им отказывают в возможности достичь скромного благосостояния и
предупредить эпидемию всеобщего нищенства; до тех пор, пока они не
могут создать соответствующие запасы путем государственного или частного
страхования на старость и на случай болезни или безработицы. Одним
словом, повторим то, что было сказано в Нашей энциклике "Quadragesimo
Anno": "Экономический и социальный порядок будет прочно установлен и
достигнет своей цели лишь тогда, когда он предложит всем и каждому все
те блага, которые могут дать богатство и природные ресурсы, технический
прогресс и корпоративная организация общественных дел. Блага эти должны
быть достаточны для того, чтобы обеспечить все потребности и надлежащие
удобства, и чтобы поднять людей до того более высокого уровня жизни,
который, при условии его разумного использования, не только не мешает,
но исключительно способствует добродетели" 37.
53. Однако же в
условиях системы наемного труда слишком часто случается, что отдельные
работники беспомощны и не могут обеспечить справедливость, если только,
учитывая ее практику, не организуют органы, целью которых является
предотвращение конкуренции, несовместимой с порядочным отношением к
рабочим. Там, где это действительно так, долгом подрядчиков и
работодателей является поддержка и способствование деятельности таких
необходимых организаций в качестве нормальных средств, дающих им
возможнсоть выполнять свои обязанности по отношению к справедливости. Но
и сами трудящиеся должны помнить о своем долге любви и честно
относиться к нанимателям, будучи убеждены, что нет лучшего средства
защитить свои собственные интересы.
54. Итак, если рассмотреть
всю структуру экономической жизни, как Мы уже указывали в Нашей
энциклике "Quadragesimo Anno", станет ясно, что власть взаимного
сотрудничества между справедливостью и милосердием в
социально-экономических отношениях может быть достигнута лишь корпусом
профессиональных и межпрофессиональных организаций, построенных на
прочных христианских основах, вместе работающих над созданием - в
формах, приспособленных к различным условиям мест и обстоятельств -
того, что именуется Корпорацией.
55. Для придания этой социальной
деятельности большей эффективности необходимо обеспечить более широкое
изучение общественных проблем в свете доктрины Церкви и под эгидой Ее
установленного авторитета. Нередко, если образ действий некоторых
католиков в социально-экономической области оставляли желать много
лучшего, это происходило потому, что они не знали и думали как следует
об учении Верховных Понтификов по этим вопросам. Следовательно, крайне
важно проводить во всех классах общества интенсивную программу
социального обучения, приспособленного к различным уровням
интеллектуальной культуры. Необходимо со всей заботой и усердием
обеспечивать сколь возможно широкое распространение учения Церкви, в том
числе среди трудящихся классов. Умы людей должны быть просвещены верным
светом католического учения, а сердца их - привлечены следовать ему и
применять его как норму праведной жизни в добросовестном исполнении
многообразных социальных обязанностей. Таким образом они станут
противостоять той бессвязности и непоследовательности в христианской
жизни, о которой Мы много раз сокрушались. Ибо есть иные, что, будучи
внешне верны установлениям своей религии, в то же время в области труда и
производства, в профессиональной и деловой сфере позволяют своей
совести прискорбный раскол и ведут жизнь, недостаточно соответствующую
ясным принципам справедливости и христианского милосердия. Это соблазн
для слабых, а для злонамеренных - повод позорить Церковь.
56. В
этом возрождении может сыграть заметную роль католическая пресса.
Первейший ее долг - различными привлекательными путями воспитывать в
людях лучшее понимание социальной доктрины. Также она должна
предоставлять точную и полную информацию о деятельности врага и
средствах противостоять ему, оказавшихся в разных частях света и
областях наиболее эффективными. Пресса должна давать полезные
предложения и предостерегать от хитроумной лжи, которой с прискорбным
успехом пользуются коммунисты, дабы завлекать даже людей крепкой веры.
57.
Об этом обстоятельстве Мы уже писали в Своей аллокуции от 12 мая
прошлого года, но полагаем Своим особо важным долгом, достопочтенные
братия, вновь привлечь к нему ваше внимание. В начале коммунизм проявил
себя во всей своей извращенности, но вскоре понял, что таким образом
отталкивает людей. Поэтому он изменил тактику и пытается соблазнить
массы различными обманами, скрывая свои подлинные замыслы под идеями,
которые сами по себе благи и привлекательны. Так, зная о всеобщем
желании мира, вожди коммунизма выдают себя за самых ревностных
покровителей и пропагандистов движения за всемирную дружбу. Но тем не
менее они в то же время разжигают классовую вражду, приводящую к тому,
что льются реки крови, и, понимая, что их система не содержит гарантий
мира, копят неограниченные запасы вооружений. Под различными именами, не
предполагающими связи с коммунизмом, они создают организации и
периодические издания, единственная цель которых - провести их идеи в
круги, иначе для них недостижимые. Они вероломно пытаются проникнуть
даже в открыто католические и религиозные организации. И вновь, ни на
пядь не отступая от своих губительных принципов, они приглашают
католиков к сотрудничеству с ними в так называемой гуманитарной и
благотворительной областях, а порой даже заявляют, будто находятся в
полной гармонии с христианским духом и учением Церкви. В других местах
они в своем лицемерии заходят столь далеко, что способствуют убеждению,
будто в странах, где вера и культура укоренены более прочно, коммунизм
примет иную, гораздо более умеренную форму, не будет вмешиваться в
религиозную практику, станет уважать свободу совести. Некоторые
ссылаются даже на определенные изменения, внесенные недавно в советские
законы, в качестве доказательства, будто коммунизм намерен отказаться от
своей программы войны против Бога.
58. Смотрите же,
достопочтенные братия, чтобы верующие не позволяли себя обманывать!
Коммунизм дурен по самой своей сути, и никто из желающих сохранить
христианскую цивилизацию не может сотрудничать с ним в каком бы то ни
было предприятии. Те, кто поддается на обман и оказывает помощь триумфу
коммунизма в своей стране, первыми падут жертвами своей ошибки. И чем
древней и великолепней христианская цивилизация в регионах, куда успешно
проникает коммунизм, тем более опустошительна будет ненависть
безбожников.
59. Но "если Господь не охранит города, напрасно
бодрствует страж" 38. Так что, достопочтенные братия, в качестве
последнего и самого действенного лекарства Мы советуем, чтобы вы в своих
епархиях использовали наиболее подходящие средства для поощрения и
усиления духа молитвы, сопряженной с христианским покаянием. Когда
апостолы спросили Спасителя, почему они не могут изгнать злого духа из
одержимого, Господь наш ответил: "сей же род изгоняется только молитвою и
постом" 39. Так же и зло, мучащее ныне человечество, можно одолеть лишь
всемирным крестовым походом молитвы и покаяния. Особенно просим Мы
созерцательные ордены, мужские и женские, удвоить молитвы и жертвы,
чтобы стяжать с небес действенную помощь для Церкви в этой борьбе. Пусть
просят они также о могущественном посредничестве Непорочной Девы,
которая, сокрушив главу древнего змея, остается верной защитницей и
непобедимой "Помощью христиан".