Папа Пий Х
SANCTORUM ANTISTITUM
1 сентября 1910 г.
Распоряжение (motu proprio) с текстом присяги, осуждающей "модернизм", т.н. "антимодернистская присяга"
Я, непоколебимо принимаю все истины, и каждую из них, которые
определены, объявлены и разъяснены Учительством Церкви, особенно
основное учение,
которому в наши времена прямо противостоят заблуждения. /3537/
Во первых, исповедую, что Бога, Hачало и конец всех вещей,
естественным светом разумом "через рассматривание творений" /Рим 1.20/,
то
есть через видимые дела творения, как причину через
следствия,можно доподлинно познать, а затем и доказать Его
существование. /3538/
Во вторых, внешние свидетельства Откровения, то есть
Божественные действия, прежде всего чудеса и пророчества, принимаю и
признаю за полностью
несомненные знаки Божественного происхождения христианской
религии, и считаю их вполне сообразными для всех времен и народов, не
исключая и современности,
/3539/
В третьих, твердо верую, что церковь, хранительница откровенного
слова и наставница в нем, была прямо и непосредственно основана самим
подлинным
историческим Христом, когда Он пребывая среди нас, и зиждется на
Петре, главе апостольской иерархии, и на его преемниках /3540/
В четвертых, вероучение, от Апостолов через православных Отцов
нам в том же смысле и том же постоянном значении переданное, искренне
принимаю;
поэтому решительно отвергаю еретическое измышление об эволюции
догматов, переходящих из одного значения в друго е, отличное от того,
которого Церковь
держалась прежде; также осуждаю всякое заблуждение, которое
избирает вместо Божественного хранилища веры, переданного Христом
Супруге для надежного
сбережения, философское изыскание или творение человеческого
разума, усилиями людей понемногу формируемое и в дальнейшем
неопределенным прогрессом
совершенствуемое. /3541/
В пятых, со всей уверенностью придерживаюсь и искренне
исповедую, что что вера является не слепым религиозным чувством,
прорывающимся из тайников
подсознания под действием сердца и преобразования нравственно
организованной воли, но подлинным согласием разума с истиной, из-вне
принятой "от
слушания", вследствие чего очевидно, что сказанное,
засвидетельствованное и Богом, Творцом и Господом нашим, почитаем
истинным ради достоинства
Бога правдивейшего. /3542/
Также, как подобает, почтительно подчиняюсь и всей душой
примыкаю к осуждениям, высказываниям и всем предписаниям, которые
содержатся в энциклике "Pascendi" и
декрете "Lamentabili", особенно что касается так называемой
истории догматов. /3543/
Также отвергаю заблуждение утверждающих, что представляемая
Церковью вера может противоречить истории, и что католические догматы, в
их нынешнем
смысле, невозможно примирить с точнейшим знанием о происхождении
христианской религии. /3544/
Также осуждаю и отвергаю мнение говорящих, что образованный
христианин выступает в двойной роли, с одной стороны - верующего, с
другой - историка,
словно историку можно держаться того , что противоречит убеждению
верующего, или устанавливать предпосылки, из которых следовало бы, что
догматы
являются или ложными или сомнительными, В целом, наконец,
объявляю себя совершенным противником заблуждений модернистов,
утверждающих, что в Священном
Предании нет никакого Божественного элемента, или, что еще хуже,
допускающих его в пантеистическом смысле, так, что ничего не остается
кроме голого
и простого факта равного обычным историческим фактам: люди
действительно своими усердием, изобретательностью; способностями школу,
начало которой
по ложили Христос и Его Апостолы, развили в последующие времена.
/3548/
Поэтому крепчайше держусь и до последнего дыхания жизни буду
держаться веры Отцов в несомненный Божественный дар истины, который
есть, был и всегда
будет в "Преемстве епископата от Апостолов";/*/ не с тем, что бы
удерживать то, что может казаться лучшим и более соот ветствующим
культурному
уровню данного времени, но что бы "никогда иначе не
веровать,никогда иначе не понимать абсолютной и неизменной истины,
изначально возвещенной
Апостолами"./**/ /3549/ Все это клянусь верно, целостно и
искренне соблюдать и нерушимо сохранять, ни в чем от этого не отступлю,
как в обучении,
так и как каким либо словом или писанием. В этом клянусь, в этом
присягаю, в этом да поможет мне Бог и Его Святое Евангелие . /3550/
___________
* Sf S.Irenaeus Lugdun, Adv. haereses, IV, 26-PG7, 1053 C
** Sf Tertullian, De praescriptine haereticorum, 28-PL 2,40
Джерело - http://krotov.info/