Cвятитель Николай. Высказывания об исламе и мусульманах
Ислам, несомненно, духовнее язычествующего Запада. Ведь он признает
пост и молитву, Бога и душу. Естественно, что он духовнее
интеллектуальной банды, осмеивающей пост и молитву, отрекающейся от Бога
и души, стремящейся только к земному раю.
Но ислам и язычествующий Запад сродны одним: видением будущего рая.
Действительно, мусульмане видят рай на небе, а не на земле, а западные
язычники мечтают о рае на земле, а не на небе. Конечно, в
топографическом смысле эти два рая весьма удалены друг от друга, но
сущность их едина. Ведь и мусульмане и западники считают раем полноту
плотской жизни и полное удовлетворение своих плотских страстей.
Нереальна и неосуществима цель, к которой стремится и ради которой
мучится исламский мир Востока. Ведь нет на небе телесного и страстного
рая.
Неисполнена и недостижимая цель научного и безбожного Запада. Рай на
земле есть рай без пророков; такой рай не обещан и не пророчествован,
его не было и не будет. Рай там, где любовь. А любовь там, где есть
Родитель. Потому рай — на небе, а не на земле, рай — не чувственный, но духовный, не гаремный, но ангельский.
Константин Философ. Фрагменты из Жития
Источник: Православие и ислам
Ваша вера и закон (магометанство), — продолжал Константин, — не имеют
никакого неудобства, они подобны не морю, но малому ручью, который
может перепрыгнуть всякий, и великий и малый, без всякого затруднения. В
вашей вере и вашем законе нет ничего божественного и богодухновенного,
но только человеческие обычаи и плотские мудрования, которые можно без
труда выполнить. Ведь законодатель ваш Магомет и не дал вам какой-либо
трудно выполнимой заповеди: он даже не отвратил вас от гнева и
беззаконной похоти, но разрешил всё. Поэтому вы все однообразно
выполняете ваш закон как данный по вашим похотям.
Один из главных советников кагана, знающий хорошо учение Магомета, спросил философа:
Скажи мне, гость, почему вы не почитаете Магомета? Ведь он весьма
хвалил Христа в своих книгах и говорил про Него: от Девы, сестры Моисея,
родился великий пророк, Который воскрешал мёртвых и великой силой
исцелял всякую болезнь.
- Пусть рассудит нас сам каган, — сказал философ,
- Скажи мне, если Магомет есть пророк, то будем ли мы верить
пророку Даниилу, который сказал, что с Христом прекратится всякое
видение и пророчество? Как же после этого он может быть пророком? Поэтому, если мы называем Магомета пророком — значит, отвергаем пророка Даниила.
Юрий Максимов. Образ рая в христианстве и исламе
Источник: Православие
Для богобоязненных есть место спасения — сады и виноградники, и
полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни,
ни обвинения во лжи… В садах благодати — толпа первых и немного
последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга.
Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего
источника — от него не страдают головной болью и ослаблением… среди
лотоса, лишённого шипов, и тaлxa, yвeшaннoгo плoдaми, и тeни пpoтянyтoй,
и вoды тeкyчeй, и плoдoв oбильныx, нe иcтoщaeмыx и нe зaпpeтныx, и
кoвpoв paзocтлaнныx, Mы вeдь coздaли иx твopeниeм и cдeлaли иx
дeвcтвeнницaми, мyжa любящими, cвepcтницaми… (Коран 78.31-35; 56.12-19;
28-37).
И я Иоанн увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с
неба, приготовленный как невеста для мужа своего. Он имеет большую и
высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов… Улица
города — чистое золото, как прозрачное стекло. Ворота его не будут
запираться днём, а ночи там не будет. Среди улицы его и по ту и по
другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды,
дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления
народов. И ничего не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в
нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на
челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике,
ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать
во веки веков (Апок. 21:2;12;21;25; 22:2-5).
Основная причина различия двух этих образов, заключается в том, что
для мусульманина Рай — возвращение в состояние Адама до грехопадения[3],
отсюда и образ садов Эдема: «первозданный Рай тождественен будущему
Раю»[4]; тогда как для христианина достижение Рая не является
возвращением в Эдем, Боговоплощение подняло человеческую природу на
несравненно более высшую ступень близости к Богу, чем была у
прародителей — «одесную Отца»: первый человек Адам стал душою живущею; а
последний Адам есть дух животворящий. Первый человек — из земли,
перстный; второй человек — Господь с неба.
мусульманский образ Рая в целом чужд эсхатологии как Ветхого, так и
Нового Завета, и скорее в этом пункте имеет своим источником не
христианство, а зороастризм, сходным образом описывающий участь
праведных: «У них стоят их ложа разубраны, душисты, подушками полны… у
них сидят девицы, украшены браслетами, перепоясан стан, прекрасны,
длиннопалы, и так красивы телом, что сладостно смотреть (Авеста. Ард-яшт
II.9;11)». На подобную связь указывали и византийские полемисты, в
частности, автор послания императора Льва Исавра халифу Омару II (720
г.), писавший дословно следующее: «Мы знаем, что Коран составили Омар,
Абу Талиб и Солман Перс, даже если и слух прошёл вокруг тебя, что он
послан с небес Богом». Солман Перс — зороастриец, обратившийся в ислам
ещё при Мухаммеде.
Иоанн Дамаскин. О Ересях
Источник: Православие и ислам
Есть ещё и доныне господствующий, служа предтечей антихриста,
блуждающий народ, тень измаилитов. Он происходит от Измаила, рождённого
Авраамом от Агари, поэтому они называются агарянами и измаилитами.
Сарацинами же их называют от слов «Саррас кеноус», потому что Агарь
сказала ангелу: «Сарра кенен ме апелусен» (Сарра отпустила меня пустой).
Они идолослужили и поклонялись утренней звезде и Афродите, которую на
своём языке называли ХАБАР, что значит великая. Итак, до времени Ираклия
сарацины явно идолослужат; от его же времени и доселе у них появился
лжепророк, называемый Мамедом (Магометом). Он случайно познакомился с
Ветхим и Новым Заветом, разным способом побеседовал будто с арианским
монахом и затем составил собственную ересь. Расположив к себе народ
видом благочестия, он пустословит, что ему ниспослано с неба писание.
Написав в своей книге некоторые измышления, достойные смеха, он передал
её им для почитания.
Магомет хвастается, что она (книга) ниспослана ему от Бога. Мы же говорим: «Но кто же свидетель, что Бог дал ему писание?»
И когда они затрудняются ответить, мы скажем, что Моисей получил Закон,
когда Бог явился на горе Синае пред лицом всего народа в облаке и огне,
мраке и дыме, и что все пророки, начиная от Моисея и далее
предсказывали относительно явления Христа и о том, что Бог Христос и Сын
Божий придёт во плоти и будет распят, умрёт и воскреснет, и что этот
будет судиёй живых и мёртвых.
Мы скажем им: «Почему же ваш пророк не пришёл так, чтобы другие
свидетельствовали о нём? И почему Бог, Который дал закон Моисею на
дымящейся горе в виду всего народа, не в вашем присутствии дал и ему
писание, о котором вы говорите, что уверовали в него?» Они отвечают, что
Бог делает то, что хочет. Это и мы, скажем, знаем, но мы спрашиваем,
каким образом писание низошло вашему пророку и они отвечают, что писание
низошло на него сверху, в то время, когда он спал. Мы скажем в
применении к ним следующую шутку: «так как он принял писание сонным и не
почувствовал действия Божия, то на нём исполнилось слово народной
пословицы…»
Снова мы спрашиваем: «почему же вы, когда Магомет в вашем писании
приказывает вам ничего не делать и не принимать без свидетелей, не
сказали ему: прежде всего сам подтверди чрез свидетелей, что ты пророк,
что от Бога пришёл и какие писания свидетельствуют о тебе»? Стыдясь, они
молчат. «Так как вам не позволено без свидетелей ни жениться, ни
продавать, ни приобретать, и так как и вы сами не принимаете без
свидетелей осла или скота, то вы получаете и жён и имущество и ослов, и
всё прочее при свидетелях, одну же только веру и писание без них, ибо
передавший вам это писание ничем не подтвердил, и не только нет никого,
кто свидетельствовал бы о нём, но и сам он получил писание во сне.
Священник Николай. Отношение к исламу православных христиан
Источник: ВЕНГЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЕПАРХИЯ
«Интересно отметить, что вначале Византия видела в Мухаммеде и
последователях его учения род арианства и ставила ислам наравне с
другими христианскими сектами. Византийская апологетическая и
полемическая литература выступает против ислама так же, как против
монофизитов, монофелитов и представителей других еретических учений.
Живший в 8-м веке при мусульманском дворе и принадлежавший к сарацинской
семье знаменитый Иоанн Дамаскин, например, не видел в исламе новой
религии, но лишь аналогичный с другими ересями пример отпадения от
истинной христианской веры. Византийские историки также весьма мало
интересовались выступлением Мухаммеда и вызванным им политическим
движением.
В представлении средневековой Западной Европы мусульманство также не
было особой религией, но лишь одной из христианских сект, родственной по
догматам с арианством. Даже во второй половине Средних веков Данте в
своей «Божественной комедии» относит Мухаммеда к еретикам и называет его
одним из «сеятелей соблазна и раскола».
Такое отношение, конечно же, снижало энергию противостояния арабскому
нашествию. Ведь это не были язычники и богохульники, как в случае с
персидским завоеванием. Поэтому, наверно, тот религиозный подъем,
который так воодушевлял народ и армию Византии в славных персидских
походах несколько лет спустя, в противостоянии арабам почти не заметен.
Это уже впоследствие, через несколько веков непрерывных войн и
осмысления сути ислама в общественном сознании христианских стран,
совершилось понимание его как чуждой веры. Только тогда войны с исламом
приобрели характер борьбы с иноверцами, и, соответственно, жесткость и
непримиримость. И уже сейчас трудно воспринять ту, первоначальную точку
зрения на ислам, как на одну из христианских сект.
Невозможно не заметить явную приземленность, материалистичность
ислама в этом отношении. Но тогда непонятно, почему же столь простая и
очевидно проигрывающая православию в тонкости и глубине понимания
духовных вопросов вера могла в жизненных коллизиях, а не богословских
спорах с такой легкостью успешно конкурировать с Православием?
Ответ, наверное, лежит на поверхности: именно в жизненных, бытовых
условиях ислам оказался проще, доступнее массе верующих. В этом,
очевидно, сказывается свойство всех ересей – тяга к простоте. Но
простота эта как правило не божественная, но лукавая. Простота как
популярность, или общедоступность. Это выражение общечеловеческого
стремления к однозначным и ясным решениям, нежелание совершать некие
усилия – духовные, интеллектуальные для приближения к истине. Самое приятное для человека – когда даны четкие указания, исключающие сомнения и главное, мучительную свободу выбора.
Максим Грек. Слово обличительное против агарянскаго заблуждения
Источник: Православие и ислам
Те (Пророки) родились по обетованию Божию и считаются происходящими
от благословеннаго семени Авраама, Исаака и Иакова, и проводили жизнь
непорочно, по святым Божиим заповедям, — и не хвалятся, что взошли на
небо, ты же, Магомет, родившийся от Измаила, сына рабыни Агари, прогнаннаго, по повелению Божию, от наследия Авраамова,
и признаваемый происходящим от возненавиденнаго Богом колена Исавова, —
ты ли взошел на небо и видел Самаго Бога, котораго никогда никто не
видал и видеть не может, как утверждает апостол, и имя свое богомерзкое
видел врезанным на правой стороне престола Владыки?. Воистину, ты ученик
и подражатель отца твоего — диавола, который похвалится некогда,
говоря: выше звезд небесных поставлю престол мой, взыду выше облак, буду
подобен Вышнему (Исайя 14, 13- 14).
В храм свой, который в Иерусалиме, Бог строго воспретил
законом моисеевым вход моавитянину и аммонитянину: тебе ли сквернейшему,
происходящему из их рода, Он дозволил восход на небо?
islamuncovered.info