Папа Пий XII
Musicae sacrae
О Церковной музыке
25 декабря 1955 г.
Выдержки
Как
поучал наш предшественник, святой Пий X: «Эта музыка (церковная)
непременно должна обладать подобающими Литургии особенностями, из
которых наиболее важными являются святость и добротность формы. Отсюда
возникает в качестве следующего свойства общность». Церковная музыка
должна быть святой. Она не должна ни принимать в себя, ни позволять
вкрасться в манеру исполнения ничему, что бы могло обнаружить мирской
отпечаток. Святостью отличаются те григорианские песнопения, которые в
течение многих веков находят применение в Церкви и одновременно могут
называться ее наследием. Так как эти песнопения не только
приспосабливаются посредством внутренней гармонии мелодий и сакральных
текстов к последним, но также переносят их сильное воздействие на
восприятие слушателей, они позволяют найти место их необычайной красоте в
сердцах слушателей. И этого эффекта григорианский хорал достигает,
посредством, конечно же, простых и ясных, но всё же исполненных такого
возвышенного и святого искусства мелодии, что они пробуждают у всех
искренний восторг и становятся для знатоков церковной музыки так же, как
и для самих музыкантов, неиссякаемым источником, из которого они
черпают новые композиционные формы.
Целью всех, кому Христос доверил богатства Своей Церкви для сохранения и
распространения, является следующее: бережно сохранять и в изобилии
передавать христианам драгоценное сокровище григорианского хорала.
...Следующее свойство церковной музыки должно быть соответствующим
образом соблюдено: ...она должна представлять собой образец истинного
искусства; и когда в католических храмах во всем мире в аутентичном виде
звучит григорианский хорал, тогда он, как и Святая римская Месса, будет
сохранять знак единения таким образом, чтобы все верующие во Христе,
где бы они ни находились на земле, воспринимали им близкие и почти
родные песнопения и осознавали себя в чудесном единстве Церкви в
глубочайшем утешении. Это одна из главных причин, из-за которой Церковь
так стремится, чтобы григорианский хорал существовал в целостности
единения с латинскими текстами Св. Литургии.
...Церковная
музыка должна следовать основным принципам и законам религиозного
искусства в связи с более тесной и высокой связью, которая существует
между ней и Богослужением в отличие от других свободных искусств,
например, архитектуры, живописи или скульптуры. В то время, как эти виды
искусства предназначены для приготовления достойного пространства в
Церкви для священного обряда, церковная музыка сама занимает в
проведении священных церемоний и обрядов привилегированное положение...
Именно в этом заключается достоинство церковной музыки, ее"
благороднейшая задача украшать совершенными мелодиями и благозвучием
голос священника, приносящего Св.Жертвоприношение и восхваляющего
Всевышнего Бога всех христиан; направлять сердца присутствующих верующих
присущей церковной музыке силой к Богу и придавать большую
торжественность литургическим молитвам христианского прихода, чтобы все
могли действенно восхвалять и взывать к Единому и Троичному Богу.
Итак,
с помощью церковной музыки увеличивается почитание, оказываемое Богу
Церковью; возрастает при помощи плодов, которые верующие, тронутые
набожными песнопениями, черпают из Литургии и проявляют в своей,
достойной в подражании Христу нравственной жизни, как учит ежедневный
опыт и подтверждают многие письменные свидетельства старого и нового
времени.
Св.
Августин пишет об исполняемом чистым и ясным голосом григорианском
хорале: «С помощью сакральных текстов, когда они поются таким образом, я
ощущаю сердца наши набожнее и искреннее воспламененными молитвой, чем
если бы они исполнялись иным образом; и я ощущаю, как различные наши
внутренние чувства находят собственные средства выражения в голосе и
пении, побуждаемые каким-то, лишь одному Богу известным, характером
тайного родства душ»... Достоинство и сила воздействия церковной музыки
тем больше, чем ближе она приближается к святейшему действию
христианского культа: к Евхаристическому Жертвоприношению на Алтаре.
Поэтому она не может делать ничего более возвышенного, чем сопровождать
своим звучанием голос священника, который совершает Жертвоприношение;
радостно отвечать на его обращения вместе с находящимися вокруг
верующими и освящать всю божественную службу благородным искусством.
...Следует литургическому музыкальному искусству оказывать должное
почтение и воздавать ему высочайшую хвалу.
http://piusxii.narod.ru/