Изменения, вносимые в каноническое право, превращают процессы о несостоятельности брака в пустую формальность и представляют угрозу для единства Церкви, считает итальянский историк Роберто де Маттеи.
Два Motu proprio папы Франциска – "Mitis Iudex Dominus Iesus" для Латинской Церкви и "Mitis et misericors Iesus" для восточных церквей – наносят глубокую рану христианскому браку.
Нерасторжимость брака является Божественным и неизменяемым законом Иисуса Христа. Церковь не может "аннулировать" брак, в смысле – расторгнуть его. Она может лишь посредством объявления о его несостоятельности подтвердить его несуществование, вызванное отсутствием необходимых условий, обеспечивающих его действительность. Это означает, что приоритетом Церкви в каноническом процессе является не заинтересованность супругов в получении объявления о несостоятельности, а истина относительно действительности брачных уз.
Пий XII напоминает нам в связи с этим, что "в брачном процессе единственной целью является вынесение суждения, согласного с истиной и правом, в процессе о несостоятельности [брака] – в отношении утверждения о несуществовании брачных уз" (Обращение к суду "Рота Романа" от 2 октября 1944 года). Верующий может ввести Церковь в заблуждение, чтобы добиться решения о несостоятельности брака, например, используя ложные свидетельства, но Церковь не может обмануть Бога, и ее долг – ясно и точно установить истину.
В каноническом процессе прежде всего следует защищать высший интерес Божественного установления, коим является брак. Признание и защита этой реальности в юридической сфере сформулированы в кратком выражении "favor matrimonii", означающем презумпцию действительности брака, пока не будет доказано обратное. Иоанн Павел II хорошо объяснял, что нерасторжимость представляется Учительством как обычный закон для любого брака, вне зависимости от успешности супружеской жизни и от возможности, в отдельных случаях, объявления о его несостоятельности (Речь, обращенная к суду "Рота Романа", от 21 января 2000 года).
Когда Просвещение стремилось нанести смертельную рану христианскому браку, Бенедикт XIV декретом "Dei miseratione" от 3 ноября 1741 года постановил, что в каждой епархии должен быть назначен защитник уз, и ввел принцип необходимости совпадения судебных решений, вынесенных в судах двух уровней, для получения объявления о несостоятельности брака. Принцип необходимости двух совпадающих судебных решений был освящен Кодексом канонического права 1917 года и был включен в состав Кодекса, обнародованного Иоанном Павлом II 25 января 1983 года. В посланиях motu proprio папы Франциска содержится полностью перевернутый взгляд на этот вопрос. Интересы супругов получают первенство перед интересами брака. Это утверждается в самом этом документе, где в нескольких пунктах резюмируются основные критерии этой реформы: отмена принципа двух совпадающих судебных решений, которые заменяются одним исполнительным решением в пользу несостоятельности брака; наделение монократической властью епископа, определяемого как "единоличный судья"; введение сокращенного и фактически неконтролируемого процесса, с существенным уменьшением власти суда Священной Роты.
Как иначе можно истолковать, к примеру, отмену принципа двух совпадающих судебных решений? Каковы серьезные причины, по которым, спустя 270 лет, отменяется этот принцип? Кардинал Бёрк напомнил, что в связи с этим уже имеется один катастрофический опыт. В Соединенных Штатах с июля 1971 по ноябрь 1983 года действовали так называемые "Временные нормы", которые фактически устраняли обязательность двух совпадающих судебных решений. Результатом стало то, что Конференция епископов не отклонила ни одного из сотен тысяч полученных прошений, и в народе этот процесс стал называться "католическим разводом" (Permanere nella Verità di Cristo. Matrimonio e comunione nella Chiesa cattolica, Cantagalli, Siena 2014, pp. 222-223).
Еще более серьезным является наделение епархиального епископа, как единоличного судьи, правом по собственному усмотрению возбуждать сокращенный процесс и выносить судебное решение. Епископ может лично осуществлять свою судебную власть или делегировать ее комиссии, которая не обязательно должна состоять из юристов. Эта комиссия, сформированная в соответствии с его пожеланиями, разумеется, будет следовать его пастырским указаниям, как это уже происходит с епархиальными центрами помощи", которые до сего времени не имели юридических полномочий.
В некоторых епархиях епископы будут стараться обеспечить серьезный характер этой процедуры, но легко представить, что во многих других епархиях, например, в Центральной Европе, объявление о несостоятельности брака превратится в простую формальность. В 1993 году архиепископ Фрайбурга Оскар Зайер, епископ Майнца Карл Леман и епископ Ротенбурга-Штутгарта Вальтер Каспер издали документ в поддержку тех верующих, которые по своей совести уверены в недействительности своего брака, но не имеют доказательств, чтобы подтвердить это в суде (Vescovi dell’Oberrhein, Accompagnamento pastorale dei divorziati, "Il Regno Documenti", 38 (1993), pp. 613-622).
В ответ Конгрегация вероучения опубликовала письмо "Annus Internationalis Familiae" от 14 сентября 1994 года, в котором заявлялось, что по этому пути идти нельзя, поскольку брак является публичной реальностью: "не признавать этот существенный аспект означало бы фактически отрицать, что брак существует как церковная реальность, то есть как таинство". Однако недавно это предложение вновь было выдвинуто пастырским отделом Фрайбургского епархия (Orientamenti per la pastorale dei divorziati, "Il Regno Documenti", 58 (2013), pp. 631-639); в соответствии с ним, разведенные второбрачные, по совести уверенные в несостоятельности предыдущего брака, могут принимать таинства и занимать должности в приходских советах.
Favor matrimonii ("преимущество брака") заменяется favor nullitatis ("преимуществом несостоятельности"), которое становится первичным элементом права, тогда как нерасторжимость сводится к неосуществимому "идеалу". Теоретическое утверждение о нерасторжимости брака на практике сопровождается правом на объявление о несостоятельности любого неудачного союза. Достаточно в своей совести считать недействительным собственный брак, чтобы он был признан таковым Церковью. В соответствии с этим принципом некоторые богословы считают "мертвым" брак, в котором, по свидетельству обоих или одного из супругов, "умерла любовь".
Бенедикт XVI 29 января 2010 года призвал суд Священной Римской Роты не предоставлять аннулирование брака, "уступая желаниям или ожиданиям сторон, или же ситуации в общественной среде". Однако в епархиях Центральной Европы объявление о несостоятельности брака превратится в чисто формальный акт, как это произошло в Соединенных Штатах в эпоху "Временных норм". Согласно известному закону, "худшие деньги вытесняют из обращения лучшие"; в хаосе, который воцарится, "быстрый развод" неизбежно возобладает над нерасторжимым браком.
Уже более года идут разговоры о скрытой схизме в Церкви, но теперь о ней заявил уже кардинал Герхард Мюллер, префект Конгрегации вероучения, который в своей речи в Регенсбурге напомнил о риске раскола в Церкви, призвав быть весьма бдительными и не забывать урока протестантской схизмы, воспламенившей Европу пять веков назад.
В преддверии октябрьского Синода о семье реформа папы Франциска не угашает никакого пожара, но раздувает его и расчищает дорогу для других гибельных нововведений. Молчать больше невозможно.
У Франциска были личные причины, чтобы ускорить процедуру аннулирования брака
Племянница Хорхе Марио Бергольо Мария Инес Нарваха в интервью, опубликованном на сайте Aleteia в августе прошлого года, рассказала, что в свое время ее дядя помогал ей добиться аннулирования первого брака ее жениха. "Я вышла замуж за моего мужа, заключив сначала светский брак, а четыре года спустя – церковный", – говорит Мария. Она рассказала, что дядя отправлял документы, необходимые для процесса признания брака несостоятельным, и в церковном суде ответили, что дело может занять четыре года.
"У моего дяди есть две особенные черты: первая – это его впечатляющая память, а вторая – это то, что он много слушает, но не осуждает, и никогда не говорит, что тебе следует делать. Я помню, когда я сказала ему, что я не буду ждать, пока смогу заключить брак в Церкви, что я уже взрослая, и что я собираюсь заключить светский брак, он ответил: "Это лучшая новость, которую ты мне сообщила!"", – рассказала Мария Инес Нарваха.
Изменения в Кодексе канонического права: полностью переписана целая глава
В Кодекс канонического права будут внесены серьезные изменения, касающиеся порядка ведения процессов по объявлению несостоятельности брака
8 сентября на пресс-конференции в Ватикане были представлены два новых послания motu proprio, которыми Франциск вносит изменения в действующие кодексы канонического права (для латинской и восточных Церквей) с целью упрощения процедуры признания недействительности брака. Эти документы стали итогом работы комиссии, учрежденной Франциском в августе 2014 года и возглавляемой деканом Верховного трибунала "Рота Романа" монс. Пио Вито Пинто. Как подчеркнул на пресс-конференции председатель Папского совета по интерпретации законодательных текстов кардинал Франческо Коккопальмерио, речь идет не о "аннулировании браков", а об установлении факта их недействительности и объявлении этого факта, чтобы лица, состоявшие в недействительном браке, могли заключить новый брак в Церкви.
Несмотря на то, что ранее предполагалось, что практические решения относительно реформирования церковной дисциплины, касающейся брака, будут приняты лишь после завершения предстоящей в октябре Ординарной ассамблеи Синода епископов, посвященной вопросам семьи и брака, Франциск предпочел серьезным образом реформировать каноническое право в этой сфере "по собственному почину" за месяц до начала работы ассамблеи.
В motu proprio "Mitis Iudex Dominus Iesus" ("Кроткий Судия Господь Иисус"), касающемся Латинской Церкви, содержится текст двадцати одного канона (кан. 1671-1691), которые должны будут полностью заменить соответствующие каноны VII книги Кодекса канонического права (Часть III, Титул I), а именно – главу I "Дела по объявлению несостоятельности брака". Новые каноны вступят в силу 8 декабря 2015 года.
Также в Motu proprio дается описание основных нововведений в существующую каноническую процедуру.
1. Достаточно одного судебного решения для признания несостоятельности брака.
Принцип "необходимости двух совпадающих судебных решений" для признания брака недействительным был введен в 1741 году Папой Бенедиктом XIV посредством Апостольской конституции "Dei miseratione". Сделано это было для того, чтобы пресечь злоупотребления в этой сфере, когда некоторые лица вступали в повторный брак, легко получив решение суда первой инстанции о недействительности первого брака. Согласно этой норме, для того чтобы брак считался недействительным, необходимо, чтобы его признали таковым суды как минимум двух инстанций. Отныне этот принцип отменяется, то есть теперь для признания несостоятельности брака достаточно, чтобы такое решение принял суд первой инстанции.
2. Хотя рассмотрение дел о признании несостоятельности брака, как и раньше закрепляется за коллегиальным судом, состоящим из трех судей, тем не менее, оговаривается, что лишь один из судей, а именно, возглавляющий суд, обязан быть клириком, тогда как остальные могут быть мирянами. Кроме того, в случае невозможности собрать коллегиальный суд, епископ может поручить рассмотрение дела единоличному судье, который обязательно должен быть клириком. Раньше для рассмотрения дела единоличным судьей требовалось разрешение Конференции епископов. Назначение единоличного судьи является ответственностью епископа, при этом отмечается, что при исполнении своей судебной власти епископу следует избегать любого рода лаксизма.
3. Подчеркивается, что именно епископ является судьей для верующих во вверенной ему Церкви. Кроме того, настоятельно рекомендуется, чтобы епископы как в больших, так и в малых диоцезах давали пример обращения церковных структур и не передавали свои судебные полномочия в рассмотрении дел, касающихся брачных уз, куриальным ведомствам.
4. Вводится сокращенная форма канонического процесса признания несостоятельности брака (processus brevior) для тех случаев, когда имеются очевидные доказательства такой несостоятельности и прошение подают оба супруга (или только один, но с согласия другого). Франциск особым образом отмечает, что ему известно, что такая сокращенная форма может представлять опасность для принципа нерасторжимости брака, поэтому согласно новым канонам, судьей в таком процессе может выступать только сам епископ, который и выносит решение о несостоятельности брака в случае наличия у него моральной уверенности в этом. В противном случае, он должен распорядиться о рассмотрении дела в обычном порядке.
На подготовку к судебному заседанию при сокращенном процессе дается не более 30 дней, дело должно быть, по возможности рассмотрено в течение одного заседания, и еще 15 дней дается для возражений защитника уз и защиты сторон, после чего материалы дела передаются епископу для вынесения судебного решения.
5. Восстанавливается обычай, согласно которому против решения епископа можно подать апелляцию митрополиту; если же решение было принято самим митрополитом, апелляцию против него можно подать старейшему из суфраганных епископов.
6. Апелляцию против решения епископа можно подать также Апостольскому Престолу, а именно, в Верховный суд "Рота Романа".
Аналогичные модификации одновременно вводятся и в Кодекс канонического права восточных церквей, тексты новых канонов для которого содержатся в motu proprio "Mitis et misericors Iesus" ("Кроткий и милостивый Иисус").
http://fsspx.of.by