Христианская демонология
Христианская демонология восходит своими корнями к христианской теологии и библейским упоминаниям демонов, выступая своего рода антитезой
христианскому учению или заполняя пробелы в христианской теории добра и
зла. Кроме того, христианская демонология была тесно связана с магической, практической демонологией (гоетией) того периода, восходящей корнями к разного рода гримуарам и учениям оккультной каббалы.
Происхождение и роль демонов
Христианская теология являясь наследницей раннего гностицизма и иудаизма,
восприняла дуалистическое видение мира и бога, согласно которому
человеческие души и всё сущее есть поле битвы сил благого бога и его
противника, Сатаны,
виновника всех зол. Пытаясь разрешить проблему появления зла в мире,
созданном исключительно благим богом, христиане последовали примеру
гностиков и вывели причину зла из трагедии грехопадения ангелов.
Согласно общераспространённому мифу, один из самых могущественных
ангелов, стоящих перед лицом бога (Денница, Люцифер) поддался одному из
семи грехов — гордыне, и вознамерился захватить власть на небесах.
Подстрекая прочих ангелов к мятежу, Люцифер собрал огромное войско, с
которым выступил против сил света, возглавляемых Михаилом, но проиграл
и был низвергнут на землю, где подталкиваемый жаждой мести стремится
отвернуть верующих христиан от бога, ввергая их в грех или насылая
невзгоды, чтобы пошатнуть веру христиан и уничтожить источник этого
«заблуждения». Падших ангелов христианская демонология так же видела в
образах иноземных языческих богов, заставлявших поклоняться целые
народы своим идолам, как истинному и единому богу.
С момента падения мятежных ангелов с неба, те утратили право носить
звание посланников божьих, и стали именоваться демонами, злобными
духами. Таким образом, в христианстве, в отличие от многих древних
верований, слово демон означает не сверхъестественного духа вообще,
независимо от его природы, а исключительного духа злого, падшего ангела.
Однако, как отмечает А. Амфитеатров в своей книге «Дьявол в быту,
легенде и литературе средних веков», в самом священном писании для мифа
о падении ангелов нет никаких решительных оснований кроме «толкования
одного стиха у Исайи и нескольких тёмных мест в Новом Завете», а потому
источник этого мифа, по мнению автора, следует искать в неканонических
писаниях гностиков или мифологиях других народов с такой же ярко
очерченной дуальной мировоззренческой позицией.
После того как ранние авторы (до 1550 г.) определили черты основной
колдовской ереси, их положения дошли до авторов, боровшихся с
колдовством и ведьмами на местах. В работах этих демонологов теория
колдовства и демонологии продолжала совершенствоваться, обрастая всё
большими изощрёнными деталями и подробностями. И поскольку авторы таких
трактатов чаще всего были юристами, теологами или судьями на
ведьмовских процессах, свои теории средневековые демонологи подкрепляли
случаями из собственной практики, часто сильно преувеличивая и
перетолковывая галлюцинации и поведение людей под пытками в
соответствии со своим видением ситуации. И образы демонов,
персонифицировавших несправедливость мира, неизбежность лишений и
страданий, а так же ложных богов, деградировали до уровня существ с
животными повадками, предающихся греху вместе с колдунами и ведьмами на
оргиях во время шабашей.
Классификация демонов христианскими демонологами
Попыток определения степени влияния и родов злых духов
предпринималось очень много, и среди христианских демонологов не было
единого мнения ни о границах власти демонов, ни об их иерархии.
Так, в 1563 г. врач-скептик Вейер писал:
Сатана обладает большим мужеством, невероятной хитростью,
сверхчеловеческой мудростью, острейшей проницательностью, совершенной
рассудительностью, несравнимым мастерством в плетении самых хитрых
интриг и злобной, беспредельной ненавистью ко всему человеческому,
[ненавистью] безжалостной и непреходящей.
Француз, судья по делам ведьм Боден писал о демонах следующее (1580 г.):
Дьяволы обладают глубочайшими знаниями обо всём. Ни один богослов не
может истолковать Священное Писание лучше них, ни один адвокат не знает
законов и установлений, ни один врач или философ лучше них не
разбирается в строении человеческого тела или в силе камней и металлов,
птиц и рыб, деревьев и трав, земли и небес.
Очевидно именно в таком качестве, как описал Боден, предстают демоны в «Малом ключе Соломона», в разделе «Гоетия».
Классификации демонов по степени их могущества
Альфонс де Спина установил 10 разновидностей демонов:
Парки. Этим демонам приписывалась власть вмешиваться в судьбу человека;
Полтергейсты —
духи, производящие мелкие пакости по ночам в доме: передвигают и ломают
вещи, не дают спать по ночам, но, как правило, не причиняют большого
вреда;
Инкубы и Суккубы — демоны вступающие в половую связь с человеком ночью. Особенно нападкам этих демонов подвержены, по мнению автора, монахини;
Марширующие призраки, появляющиеся в виде толпы людей, производящей много шума;
Домашние духи ведьм — гении-обереги ведьм и колдунов, а так же все прочие духи, подражающие ангелу из книги Товита;
Кошмары — демоны, вызывающие ужасные видения во сне;
Демоны, образующиеся из мужского семени — демоны, наводящие на мужчин фантазии о женщинах с целью получения семени, для создания других демонов;
Демоны-обманщики — демоны, дурачащие людей, появляясь в человеческих обличиях;
Чистые демоны — демоны, нападающие не только на святых;
Демоны, которые обманывают старух, внушая им мысли о том, что те якобы летали на шабаш.
Классификация демонов по связи с семью грехами
Этот вид классификации основывался на той мысли, что демоны подстрекают человека к грехам. Так в 1589 году Бинсфельд дал такую связь высших демонов с пороками:
В 1801 г. оккультист Френсис Баррет издал в Лондоне книгу «Magus or Celestial Intelligencer», в которой изменил связь демонов с грехами. По Баррету
Кроме того в список демонов были внесены:
Пифон — князь духов лжи;
Велиал — вместилище порока;
Мерихим — предводитель духов, вызывающих заразные болезни;
Абаддон — демон войн;
Астарот — демон обвинителей и инквизиторов.
Классификация демонов по ангельским чинам
Во время экзорсизма демон Балберит, вселившийся в Мадлен из Прованса,
сообщил, что поскольку демоны — падшие ангелы, их чины восходят к
ангельским рангам, установленным в ещё IV в. н. э. трактате
«Божественные имена» Псевдо-Дионисия. Всего демон упомянул о девяти
чинах, разделённых на три лика по три чина в каждом:
-
- Вельзевул (Серафимы) второй после Люцифера, склоняет людей к гордыне;
- Левиафан (Серафимы) склоняет к ереси и грехам, противоречащим вере;
- Асмодей (Серафимы) является князем роскоши и желает соблазнить её всех людей;
- Балберит (Херувимы) — склоняет к склоке, злословию и самоубийствам;
- Астарот (Престолы) — Склоняет к безделью и лени;
- Верен (Престолы), второй после Астарота — склоняет людей к нетерпимости;
- Грессил (Престолы) — склоняет людей к нечистоте и неряшеству;
- Соннелон (Престолы) — возбуждает в людях ненависть к врагам.
-
- Элле (Господства) — подстрекает людей к нарушению обета бедности;
- Розье (Господства) — подстрекает к любострастию;
- Верье (князь Начал) — склоняет к нарушению обета послушания;
- Карро (Власти) — вселяет жестокосердие;
- Карниван (Власти) — склоняет людей к бесстыдству.
-
- Велиал (Силы) — склоняет к высокомерию, внушает женщинам украшать
себя в соответствии с модой, развращать детей, болтать с ними во время
мессы;
- Оливий (Архангел) — внушает жестокость и безжалостность к бедным.
Классификация демонов по месту их обитания
В изданной в 1603 г. книге «Compendium Maleficarum» Гваццо, а
позднее Генри Хелиуэлл в «Melampronoea» (1681) цитируют Михаила Пселла,
давшего классификацию демонов по месту их обитания:
Огненные демоны, обитающие в высших слоях воздуха, не спускающиеся
на землю к людям. Автор полагал, что их появление произойдёт только в Судный день.
Воздушные демоны обитают в воздухе вокруг нас. Они могут вызывать
атмосферные явления вроде штормов и бурь, могут иногда становиться
видимыми людям, способны спускаться в ад. Духами воздуха названы
демоны, упоминаемые в «Teurgia Goetia» «Малого ключа Соломона».
Земные демоны обитают в лесах и рощах, где расставляют человеку
коварные ловушки. Они сбивают с пути, а некоторые живут тайной жизнью
среди людей.
Водяные демоны вызывают бури на морях, топят корабли и истребляю
живность в водоёмах. Они чаще предстают перед человеком в женских
образах. Их нрав буйный, беспокойный и полный обмана.
Подземные демоны живут в пещерах и расщелинах гор. Вызывают землетрясения, разрушают фундаменты домов и вредят шахтёрам.
Светобоязненные демоны не выносят света. По мнению Пселла, они
непостижимы для человека вовсе, поскольку внутри он полностью черны, их
нрав полон тёмных страстей, злобы и беспокойного возбуждения. При
встрече с человеком ночью, эти демоны нападают на человека и убивают
его, удушая или отравляя своим дыханием. Их невозможно заклясть
никакими заговорами и удержать никаким колдовством, поскольку они
сторонятся человеческих голосов, всякого шума и бегут от света.
Демоны в гримуарах
Литература
Роббинс, Рассел Хоуп. Энциклопедия колдовства и демонологии
/Р. Х. Роббинс; Пер. с англ. Т. М. Колядич, Ф. С. Капицы. — М.: ООО
«Издательство Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 560 с.:
ил. — («AD MARGINEM»). ISBN 5-17-008093-X (ООО «Издательство АСТ»),
ISBN 5-271-02118-1 (ООО «Издательство Астрель»), ISBN 5-872-14066-5
(Издательство «Миф»).
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/698596