Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.
Пресвятая Богородица известна под многими прекрасными прозваниями. Один из Ее титулов это "Пресвятая Богородица Скорбящая". В последний четверг мы праздновали день Семи Скорбей Марии. По традиции весь сентябрь месяц посвящен Скорбящей Богородице. Поэтому я сегодня хотел бы немного поговорить о скорбях и страданиях Пречистого Сердца Пресвятой Девы Марии.
[Семь Скорбей Пресвятой Девы Марии суть (перечень может варьироваться): 1) Пророчество св. Симеона Богоприимца (см. Лк. 2, 34-35); 2) Бегство Святого Семейства во Египет (см. Мф. 2, 13-14); 3) Потеря Отрока Иисуса во храме (см. Лк. 2, 43-45); 4) Встреча с Иисусом на Крестном Пути; 5) Распятие Иисуса Христа; 6) Снятие со Креста Тела Иисусова; 7) Положение во гроб Иисуса Христа. - Ред.]
Чтобы понять скорби, страдания и боль Марии мы сперва должны начать с Её Непорочного Зачатия и Её непорочной души.
Это в высшей степени несомненно истинно, что Пресвятая Дева Мария страдала в мире сем. Мы все страдаем в мире сем. Но что есть причина страдания в этом мире? Почему люди страдают? Мы знаем ответ: грех и зло. Страдание это наказание за зло. Почему нам приходиться страдать? Нам приходится страдать из-за наших грехов. Адам и Ева не были сотворены чтобы страдать. Страдания не пришли в мир, доколе Адам и Ева не согрешили. Бог ниспосылает нам многие страдания, ибо мы заслужили страдать за наши грехи. Это справедливо.
Но почему же Пресвятая Дева Мария страдала? Несомненно, Она никак не была грешницей. Она была непорочно зачата без первородного греха, и Она пребыла без личного греха на протяжении всей Своей жизни. Если мы страдаем за наши грехи, то почему же Пресвятая Дева Мария страдала? Она была невинна. Она была непорочна. Однако же, Она страдала.
Страдания Богородицы были весьма специфичны. Они не были подобны нашим страданиям, ибо Она никогда не была повинна во грехе, никогда не обладала падшим естеством. Она есть Непорочное Зачатие. Мы заслужили наши наши страдания за наши грехи, и многократно мы отвергали наши страдания или роптали на них. Её страдания были чистыми актами послушания и жертвы святой воле Божией. Она не заслужила страданий, но Она послушно приняла Свои скорби и страдания. Каждое из Ее страданий было непорочной духовной жертвой Богу. "Fiat mihi secundum verbum tuum. Буди Ми по глаголу твоему. Да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1, 38). Это и есть Пренепорочное Сердце Марии. Мария послушалась.
Сего ради Церковь также именует Пресвятую Деву Марию "Царицею мучеников" и "Соискупительницей". Это потому что Она была "мученицей" в душе Своей. Она претерпела мученичество посредством Своих страданий и скорбей, и Она принесла это мученичество Господу. Она была "белой" мученицей, а не "красной", как выражается Церковь. "Белый мученик" претерпевает мученичество посредством страданий, скорбей и невзгод. "Красный мученик" это тот, кого действительно предают смерти, физически. Итак, Она именуется "Царицею мучеников".
Матерь Спасителя принесла Свои страдания и скорби Богу Отцу купно со страданиями Сына Ее. Она принесла их и за нас, дабы отплатить за наши грехи. Вот почему Мария зовётся Соискупительницей. Вместе с Иисусом Она, неким образом, искупила нас. Она Соискупительница вместе с Иисусом.
Почему Иисусу пришлось страдать? Он также был без греха. Он не заслужил страдания. Он принес Свои страдания во искупление наших грехов. Во время Святой Мессы, когда мы видим, как священник простирает руки над Дарами на слова “Hanc Igitur”, это символический жест, возлагающий все наши грехи на главу "Агнца", на голову Господа нашего Иисуса Христа.
Но и Пренепорочная Мария также была невинна, и Она тоже принесла Свои страдания и скорби за наши грехи, купно со страданиями Сына Своего. Посредством Своих страданий и скорбей Она также была разновидностью чистой жертвы, принесенной Господу за наши грехи. К примеру, когда пророчество святого Симеона Богоприимца пронзило горем Ее Сердце, или когда Она узрела Сына Своего распятым, Она восприняла сие с совершенным послушанием и принесла это Господу за нас. И мы знаем, что лишь страдания Иисуса совершенно удовлетворяют за грех по строгой справедливости (по-латыни мы говорим “justitia de condigno”, "справедливость по долгу"), но страдания Марии также удовлетворяют за грех, некоторым образом [secundum quid]. Ее страдания были особым образом приемлемы для Господа (даже более благоприятны, чем страдания всех святых), ибо они были претерпеваемы Пренепорочною Женою. Но, безусловно, они удовлетворяют за грех в гораздо меньшей степени, чем страдания Иисуса (по-латыни мы говорим “justitia de congruo”, "справедливость по милости"). Её страдания гораздо менее ценные и заслуживающие, чем страдания Иисуса, но они гораздо более ценны и заслуживающи, чем страдания святых. Сие ради Её пречистой души, Её Пречистого Сердца.
Поэтому Богу были весьма благоугодны страдания, которые Она Ему принесла. Бог принял Её страдания вместе со страданиями Её Сына в возмещение за наши грехи.
А это значит, что наши грехи не только распяли Иисуса Христа, но они причинили страдания Пресвятой Деве Марии. Мы, грешники, причинили Ей страдания. Мы причинили Сей Пречистой Богородице страдания. Отчего же Ей еще страдать? Она ведь не заслужила страданий. Вот почему мы должны иметь величайшее сострадание к Её страданиям, к нашей Скорбящей Матери.
Итак, давайте почаще размышлять о Её страданиях и как в этом повинны наши грехи. Давайте утешать нашу Небесную Матерь и благодарить Её за страдания за нас ежедневным чтением семи "Радуйся, Мария" в честь Её страданий и скорбей. Пресвятая Дева Мария обещала святой Бригитте что те, кто будет читать семь "Радуйся, Мария" ежедневно, получат множество благословений и благодатей.
"Скорбное и Пречистое Сердце Марии, молись о нас". Аминь.