Иван СОКОЛОВ (1823-1918). Ночь на Ивана-Купалу. Холст, масло http://lj.rossia.org/users/bely_gorod/
Дым
жертвенного костра, согласно языческим поверьям — кратчайший способ
доставки энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь Купалы принято
жечь костры — это остаточное явление древних культов, смысл которого уже
не помнят и сами язычники.
С этим же связан обычай прыгать через
костер — это то, что осталось от жеребьевки. Выбрать человеческую жертву
иногда не решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через
костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него[2]. Считалось, что
таким образом «боги» избрали себе жертву (интересно, знают ли те, кто
сейчас сигает через костер о том, что они изображают потенциального
мертвеца?).
После принесения жертв начинались оргии. Поскольку с
солнцем ассоциировалось оплодотворяющее начало, и оно считалось
источником жизни и плодородия, то и его культ подразумевал именно это
активное «оплодотворение» — совокупление со случайным партнером и было
кульминацией «чудесной и таинственной» ночи Купалы.
Вот что пишут о
процедуре этого праздника современные неоязычники[3]: «Девушки и
женщины (в отличие от нынешних культработников, древние язычники детей
на такие праздники не пускали — и.И.) идут на кумование. Отойдя подальше
от мужчин, но оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого
(партнера на ночь — и.И.), обсуждая с «кумушками» его достоинства и
недостатки. То и дело раздаётся женский смех (во время обсуждения
достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании, гадая:
повезёт — не повезёт. Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий
все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец,
всех молодцев и молодиц обсудили, и начинается обряд выбора суженых.
Девушка
бьёт парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав
девушку, он подводит её к малому костру, через который они прыгают. Если
во время прыжка руки не разойдутся, то это означает, что парень и
девушка стали сужеными. Если же расходятся, то оба ищут себе другую пару
для прыжка (и не только для прыжка — и.И.). На берегу суженые
обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из
дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает его по
воде. В воде гасят головни. Вся река наполняется блуждающими огнями.
После этого суженые (то есть ставшие такими до рассвета — и.И.),
взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через Купальский Огонь и
бегут к реке, где, разоблачаясь, омываются нагие в ночной воде».
О
том, что происходит, по языческой инструкции, далее, подробно говорить
не будем. Сами составители инструкции, понимая «специфичность» своих
рекомендаций, спешат добавить, что это «… не есть прелюбодейство, но
есть восторженная жертва богам», и что «детей, зачатых в купальскую
ночь, боги наделяют волшебной силой». Вот она, полная правда о
«безобидном», «народном» празднике. Купала — день «узаконенного» блуда.
Собственно
это не ново. У многих язычников в ходу была храмовая проституция, оргии
по праздникам и т.д. Все это тоже считалось «жертвой богам», и не менее
«восторженной».
Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос предельно ясен — демонам.
Бог
Истинный — есть Бог чистоты и святости. Его заповеди призывают к
супружеской верности, защищают святыню семьи. Разнузданный разврат под
личиной «восторженного богослужения» — жертва сатане. Не вымышленному
рукотворному Яриле, а реальному духу лжи и погибели.
Светские
организаторы празднования Купалы, конечно, не предполагают для своих
вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот
праздник в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению
его во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет, привыкшие к
Купале люди, не узнают о его полном «сценарии» и не начнут воссоздавать
его?
Даже беглое знакомство с Купалой показывает, что ни сам
предмет поклонения — «бог» Ярило, ни нравственное содержание праздника,
ничего хорошего не несут человеку. Естественно, сложно предполагать, что
кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но и обычного человека,
пришедшего на Купалу просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и
чище. В лучшем случае он позволит расслабиться. В худшем — загрязнит ум и
сердце (если ему еще есть что терять в этом плане).
По большому
счету, этот «народный» праздник давно уже глубоко чужд народу (как чужды
духу русского народа большевистские праздники).
Кто же
организовывает ныне «Купальнинские» торжества? Кому они нужны? Как ни
странно этому содействуют (скорее по неведению — надо же что-то делать)
районные отделы культуры и сельские ДК.
Неужели нам больше
отпраздновать нечего? Неужели нам не о чем вспомнить в своей истории?
Разве мало у русских памятных дат? Многие ли молодые люди помнят, когда
были Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение? Многие ли
знают наши, Калужские события: мятеж Болотникова, кровавую бойню в
Боровском монастыре в 1610 г., убийство Лжедмитрия II в Калуге, бои в
Малоярославце в 1812 г., расправу латышских стрелков над крестьянами
«Улановского мятежа», трагедию армии генерала Егорова?
Я уверен,
что про большую часть этих событий молодежь слыхом не слыхала. Но про
Купалу и Валентинов день им заботливые взрослые забыть не дадут — научат
и просветят.
Создается впечатление, что кто-то целенаправленно
старается вырастить из молодежи кого угодно, но не нормальных людей —
хороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных и ответственных членов
общества.
Еще один любопытный знак времени — попытка объязычить
христианские праздники. На Святках у нас — гадают, на Троицу — плетут
венки, на Петра и Павла — танцуют и гуляют. То есть праздники, по
происхождению и сути христианские, лишаются свой духовной и
воспитательной нагрузки, становятся поводом или к обычному «оттягу»,
или, что еще горше — к делам оккультным (гаданию). Брать христианскую
вывеску и под ней делать то, что органически чуждо христианству и таким
образом спекулировать на чужом авторитете — просто не этично.
Если
кому-то хочется стать язычниками, сигать через костры, гадать,
совершать ритуальные купания, блудить с первым встречным, делать своих
детей нравственными уродами, приносящими под кустами «восторженную
жертву богам» — пожалуйста, у нас страна свободная (по крайней мере в
этом).
Но, возрождая с языческими корнями необходимо поставить
людей в известность, сказать о нем всю правду, что бы они могли
совершить свободный выбор. Недомолвки здесь сродни обману.
[1] Его
иногда называют «Иваном Купалой», но это неправильно. В православной
Церкви на этот день приходится праздник Рождества Иоанна Предтечи. У
язычников ни о каком «Иване» и речи быть не может. Название «Купала»
связано с одним из ритуальных действ этого праздника.
[2]
Современные язычники не дают такого толкования этому действу. Очевидно, с
веками, дойдя до славян, древние культы потеряли свою смысловую
нагрузку.
[3] Цитата с сайта новых язычников — «Союза славянских общин».
religions.unian.net