Четырнадцать лет назад я стал католиком. Если бы вы спросили меня до этого об обращении в католичество, вы бы услышали слово “нет”.
В течение многих лет я шел к католичеству с предубеждением. Многие вещи вызывали вопросы: примат Папы, кажущаяся отчужденность католических иерархов, обязательный целибат, педофильские скандалы… чтобы обсудить каждый из этих вопросов, понадобится написать отдельную книгу.
После того, как я стал членом Католической Церкви, проблемы не перестали существовать. По всем этим проблемам поданы иски, написаны статьи и книги, существует полемика. Некоторые люди оставляют Католическую Церковь. И есть те, кто подумывает о том, чтобы уйти. Но только не я.
Почему я не оставлю Католическую Церковь? Когда Честертон написал свою знаменитую статью “Почему я католик”, он начал так: «Сложность ответа на вопрос «почему я католик?» заключается в том, что на это есть десять тысяч причин, и все они восходят к главной причине – истинности католицизма. Я мог бы заполнить все доступное место фразами, начинающимися со слов «это то единственное…»»
И затем он переходит к многочисленному списку своего католицизма. И я полностью его поддерживаю. Причина, по которой я пишу эту статью, заключается в том, чтобы смиренно и самокритично оглянуться на собственные ошибки. Как заметил когда-то Льюис, каждая история обращения – это история благословенного поражения. Каждый раз я добавляю маленький мазок в постоянно незавершенный портрет моей католической веры. Я могу, как и Честертон, назвать тысячи причин, но главная из них: я верю в истинность католической веры.
Фундаментом католицизма является Иисус Христос. Прочтите Евангелие. И спросите себя, можете ли вы назвать кого-нибудь, кроме Иисуса из Назарета, кто произносил такие же слова об ошибках человека и его достоинстве, о грехе и искуплении, о борьбе со страхом и тревогой с помощью веры и надежды, о борьбе со страданиями и потерями при помощи любви и милосердия. Кто еще мог учить с такой ясностью, нести в себе столько теплоты, исцелять таким чудесным образом и умереть с такой самоотверженностью. Христос является центральным событием истории, центральной фигурой Веры, центром нашего существования. Это — христоцентризм. Это — Католическая Церковь.
Описание жизни и учения Христа воплощено в Евангелии. Писание вдохновлено Святым Духом и продолжилось в традиции отцов Церкви. Традиция – это залог и попытка понять, что именно означает это учение и как мы должны следовать ему. Святой Августин, Фома Аквинский, святой Иероним, святой Бонавентура, святой Ансельм и дальше Екатерина Сиенская, Тереза из Лизье, Тереза Авильская, святая Хильдегарда, святая Биргитта… всех имен не перечислить… Фундамент Католической Церкви – Христос, которого мы познаем через Писание, затем через Предание и молитву.
Чтение Библии, исследование Катехизиса, произведения отцов Церкви и святых, дополнительная пища для ума в лице Честертона, Ньюмана, Бернаноса, Мертона, Де Любака, Балтазара или Бенедикта XVI способны лишь всколыхнуть поверхность Истины. Отбросить свое “я” в молитве, поклонении, исповеди или Причастии – всего лишь окунуть палец в океан Бога. И путь к этому океану нам указывает Церковь.
Но как можно оставаться в Церкви, когда мы слышим новости о лицемерии и скандалах, сами становимся свидетелями ссор и мелочности, агрессии и безразличия? Достаточно ли этих причин для того, чтобы покинуть Церковь?
Петр был безгрешен, когда Иисус назвал его камнем, на котором будет основана Церковь? Павел был непорочен до момента обращения? Апостолы не теряли свой Путь? Отцы Церкви не боролись друг с другом? Святые никогда не ссорились? Блаженные не грешили? Есть два критерия пребывания в Церкви: нужно верить в Иисуса Христа и быть грешником, нуждающимся в искуплении. Другими словами, Церковь состоит из грешников, от Папы Римского до последнего последователя. Если Христос верил в искупление грехов, то почему мы должны сомневаться? К кому нам идти, кроме Христа и его Церкви? К политикам? Писателям? Философам? К спортсменам и знаменитостям? Они безошибочны? Они могут нам предложить лучшие условия погашения долгов? Или они поймут нас лучше? Нет.
Британский писатель Хилер Беллок сказал: «Когда в мире светит Католическое солнце — то вокруг и смех, и любовь, и красное-красное вино». Честертон писал: «Великая сила христианской святости всегда была в том, что даже худшие враги святых не могли сказать о них что-нибудь хуже, чем те (святые) говорили сами о себе».
Писательница Фланнери О’Коннор заметила: «Церковь основана на Петре, который трижды отрекся от Христа и не мог ходить по воде. А вы ожидаете от его преемников умения ходить по воде. Человеческая природа настолько неисправна, что может противостоять любому количеству благодати, чем большую часть времени и занимается».
И еще одна цитата из Честертона: «Святой ни в коей мере не хочет выделиться; только он из всех необычных людей никогда не властвует над другими. Это вытекает из главного его свойства, которым он никогда не станет кичиться, и все же — оно есть у него, это как бы его собственность. Как всякому, кто здраво относится к собственности, святому совершенно достаточно, что это у него есть, и он совсем не хочет, чтобы этого не было у других».
Ну и наконец обратимся к догматической конституции Lumen Gentium: «Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую, которую Спаситель наш по воскресении Своём поручил пасти Петру и ему же, как и другим апостолам, вверил её распространение и управление и навсегда воздвиг её как «столп и утверждение истины» . Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним, хотя и вне её состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству».
Прежде чем стать католиком, я настороженно относился к Церкви по ряду причин. Но после того, как я открыл ее для себя, я понял, что надо быть справедливым по отношению к Церкви. Несмотря на большие и малые недостатки иерархов Церкви, священников и всех ее членов, совершенный Бог и совершенная истина достигли меня – несовершенного – через несовершенную Церковь
Было ли это ошибкой? Или это все – иллюзия? Должен ли я оставить Католическую Церковь из-за ее несовершенства?
Конечно нет. Я никогда не оставлю Католическую Церковь. И я молюсь о том, чтобы и другие этого не делали.
Эдгар Рухтинас Братство Святой Биргитты Шведской