«Дома желательно не иметь ничего, что вызывает богопротивные мысли и чувства, ибо тогда вы вне опасности двойной брани, внутренней и внешней», - говорил Нил Синайский.
Наша природа такова, что, фиксируя свое внимание на чем-либо, человек силами своей души входит с этим объектом в непосредственный контакт. Скажем, читая книгу, мы невидимым образом устанавливаем связь с ее автором (даже если он умер) и с тем состоянием его души, в котором находился писатель в момент создания своего произведения. Читатель проникается мыслями и чувствами произведения. А особо тонкие натуры даже переживают те же ощущения.
Именно из-за этого свойства человека открывать у себя связь с любым объектом, на который направлено внимание, святые отцы запрещали даже держать в доме литературу, написанную страстными, неочищенными людьми, через которую может устанавливаться связь с преисподней, даже если человек этого и не подозревает.
Когда со старцем Нектарием Оптинским заговорили о влиянии на душу бездушных предметов, батюшка заметил: «Нехорошие книги под головой могут вызвать мечты греховные, одежда страстного человека тоже может повлиять».
Как противовес литературе демонической, святые отцы рекомендовали постоянное чтение Евангелия, Псалтири и святоотеческих книг. Потому что именно таким путем человек общается с Богом и святыми и, приобщаясь к их мыслям и чувствам, сам духовно обогащается и возрастает. Кроме того, святые, прозревая вас духовно и видя, что вы читаете их труды, молятся за вас.
Естественно, не должно быть в доме православного человека языческих и оккультных символов - любых изображений языческих богов, ритуальных африканских или индейских масок, различных «талисманов» (над которыми колдуны нередко перед продажей совершают магические ритуалы), изображений «чертиков», драконов, всякой нечисти. Часто они являются причиной «нехороших» явлений в доме, даже если тот освящен - ведь образы нечистой силы так и остались в доме, и хозяева как бы призывают «в гости» представителей демонического мира, держа в доме их изображения.
Внимательно просмотрите также вашу видеотеку: нет ли в ней триллеров с «ужасами». У вас не должно быть книг с «заговорами», а также астрологических прогнозов, гороскопов и прочей бесовщины, которую держать в православном доме совершенно недопустимо, а то и просто опасно с духовной точки зрения.
К преподобному Серафиму Саровскому однажды сын привел свою мать, страдавшую пьянством. Преподобный исцелил ее и при этом сказал: «Не держите винных бутылок в доме».
Скажем здесь несколько слов о телевизоре и компьютере. Сейчас редкая семья обходится без этой техники. Запрещать пользоваться ею не стоит. К слову сказать, эта книга также набиралась на компьютере, как и остальные книги, выпускаемые православными издательствами. Все зависит от того, как вы используете эту технику. И все же приведу здесь два поучительных рассказа, касающихся телевизора.
В одном монастыре батюшка при бесноватых вслух сказал: «Хотел бы я иметь такой телевизор, который бы показывал только святое: наставления, как жить по Божьи, как спастись, как угодить Богу, как победить свои греховные привычки». В это время бес (находящийся в бесноватой) не выдержал и закричал ее устами: «Ишь, чего захотел! Не дождешься!»
В другом случае, в монастырь приехал батюшка со своей духовноболящей матушкой. Бес устами этой женщины во время молебна закричал: «Какой это «мир» в вашем доме?» Оказалось у батюшки в каждой комнате стояли телевизоры, которые практически не выключались. «Поэтому-то, - говорит проповедник Архимандрит о. Иоанн (Крестьянкин) в своем поучении, - в дом ваш через телевизор входят всякие люди: и колдуны, и гипнотизеры, и разбойники, и т. п. Он - разбойник, расхищающий ваши души. Он воспитывает детей по-своему и отнимает много времени». Относительно компьютера отец Иоанн в одном из своих писем пишет: «Вы пользуетесь всякими техническими изделиями, которые изобрел человек не без Бога. Ибо Господь однозначно сказал: «Без Меня не можете творить ничесоже». И компьютер - это такое же изобретение, как и все прочие. А в Писании сказано: «Все мне позволиительно, но ничто не должно обладать мною». Если на компьютере человек делает дело Божие и во славу Божию, то человек этим спасается. А если использует технику для всякого безобразия и бесчинных игр, то он явно погибает. Вот и решайте. Одна и та же техника для одного служит во спасение, для другого - в погибель».
Если артос, просфоры по нерадению испортились, заплесневели или подточены жуком, ни в коем случае нельзя их выбрасывать. Их надо отдать в храм для сожжения в специальной печи и непременно покаяться в грехе небрежного отношения к святыне.
Огарки церковных свечей, употреблявшихся не в храме, надо опять же отнести в храм. Там у подсвечников стоят специальные ящики для сбора огарков. Помня, что огарки церковных свечей - это все же святыня, мудро поступают те, кто приносит их в храм и кладет в эти ящики. В дальнейшем эти огарки используются при изготовлении новых свечей.
Варсонофий Оптинский говорил своим чадам, что бумажки от просфор надо тщательно прятать и сжигать. Надо все делать с благоговением.