9. Причины, по которым Господь допускает существование злых духов
Диавол остался, как и был, тварью, находящейся в полной власти
Творца, Который по неведомым судьбам своим не уничтожил его и его
сонмище, но долготерпит от них до сего времени. Диавол со своими
слугами сделался орудием Творца, против которого он мнит, вооружатся, и
воевать – в слепоте своей, иначе говоря, «содействует злое благому
намерениям неблагим. Для людей диавол сделался орудием испытания,
которым они испытываются и которым определяются верные Христу от
любителей греха. Ибо Бог не приневоливает человека ко спасению, но
предоставляет всем возможность или сражаться с диаволом, или вступить с
ним в союз. Как свидетельствует св. Игнатий Брянчанинов{32}, «заповедь,
данная Богом в рае и воспрещающая вкушения от древа познания добра и
зла, не отменена. Она стоит непоколебимо, как заповедь Божия. Человек
постоянно испытывается ею доселе. Постоянно соприсутствует ему диавол и
советует вкусить плод запрещённый, насильно влечет к этому вкушению,
как получившие на то право – право от первоначального повиновения
нашему диаволу. Он не престаёт совращать нас помышлениями греха и мира,
непомерно разжигая в нас страсти. Движется в руке падшего Херувима это
пламенное оружие, и дерево жизни – добро, беспримесное злу,
соделывается для нас недоступным по праведному суду Божию».
Искушения и помыслы обнаруживают произволение нашего самовластия и
чистоту сердечную. Святой Исаак Сирианин{33} поучает, что благодать
Божия всех вводит в искушения, чтобы постепенно обучить мудрости и
способности презирать духов злобы: «Благодать попускает, чтобы
посылаемы были на него (человека) искушения, соответственные мере его,
чтобы понести человеку силу их». В другом месте он продолжает{34}:
«Знай, что в какой мере не имеет душа достаточных сил для великих
искушений, в такой же она недостаточна и для великих дарований… Бог не
даёт великого дарования без великого искушения». О необходимости таких
искушений в деле становления нового человека свидетельствует и Григорий
Богослов{35}, говоря, что жестокая брань необходима для того, «…чтобы
диавол подвергался здесь ужасному позору, сражаясь с теми, кто не
мощнее его, так и подвизающиеся в добродетелях, всегда имели славу
свою, очищаясь как золото в горниле».
Подводя итоги всего вышесказанного в этом параграфе, преведём слова
св. Иоанна Златоуста{36}, наиболее чётко сформулировавшего причины, по
которым Бог допускает существование диавола и не препятствует посещать
нас искушениями:
во 1-х, для того, чтобы ты познал, что сделался гораздо сильнее диавола, во имя Христа знаменуясь крестом животворящим;
во 2-х, чтобы ты пребывал во смирении и не превозносился обилием даров, не забывая своей немощи и силы помогающего тебе;
в 3-х, для того, чтобы лукавый оный дух, доселе сомневавшийся в
твоём от него отступлении, видя твоё терпение в искушениях, уверился,
что ты совершенно оставил его и отступил от него;
в 4-х, чтобы ты через это сделался твёрже и крепче;
в 5-х, чтобы иметь ясное извещение о вверенных тебе сокровищах, ибо
диавол не стол бы приступать к тебе, если бы не видел тебя в высшей
степени чести>>.