Лаодикийский поместный собор (ок. 360 г.)
прав. 33: Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем.
«Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и поместных, и Святых Отец», Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992, стр. 157
Установления Древней Церкви (Галлия, V в.)
n. 70 (LXXX): Клирик еретических и схизматических как молений, так и обществ, да избегает особо.
n. 71 (LXXXI): Сборища еретиков не Церквами, но сонмищами сатанинскими зовутся.
n. 72 (LXXXII): С еретиками ни молиться, ни связываться.
n. 73 (XL): Кто молится или причащается с отлученным, отлучается, клирик ли, мiрянин ли.
Statuta Ecclesiæ antiquæ - PL 56, 886C, 887A, 884A
Из Послания архиепископу Таррагонскому Папы Иннокентия III « Eius exemplo »
от 18 декабря 1208 г.
(Исповедание веры, предписанное вальденсам)
Веруем сердцем и исповедуем устами единую Церковь, не еретическую, а святую Римскую, Католическую и Апостольскую, вне коей, как веруем, никто не спасается.
D 423; DS 792
Из Буллы Папы Бонифация VIII « Unam Sanctam »
от 18 ноября 1302 г.
Что Одна – Католическая и Она же Апостольская Церковь, вера побуждает нас признавать и придерживаться, мы же в сие твердо веруем и просто исповедуем, что вне неё нет ни спасения, ни отпущения грехов, в соответствие с тем, что глаголет Жених в Песни песней: «единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей» (Песн. 6, 9 [6, 8 Vulg.]), представляя собой единое Мистическое Тело, коего Глава Христос, Христу же – Бог. В ней «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5). Ведь во время потопа был один лишь ковчег, прообразовавший единую Церковь, единообразно сведённый в локоть вверху (Ср. Быт. 6, 16), он имел одного лишь кормчего и главу – Ноя, а всё, что находилось вне, как читаем, погибло. Церковь же чтим единую, по слову Господню чрез Пророка: «избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою» (Пс. XXI, 21). Ибо Господь молился за душу, т. е. за Себя Самого как за Главу, и за Тело, которое единым телом, т. е. Церковью назвал, ради единства Жениха, веры, Таинств и любви у Церкви. Сие есть оный Господень «хитон не сшитый» (Ин. 19, 23), но жребием выигранный. Поэтому Церковь одна и единая, с одним телом и одной главой, а не с двумя, как некий монстр. Оная Глава – Христос и Петр, Его Наместник, а также преемник Петра, по слову Господню: «Паси овец Моих» (Ин. 21, 17). «Моих», говорит, вообще, а не тех или иных в частности, в связи с чем, как можем понять, ему поручены все. Итак, если греки или кто-либо еще, говорят, что не были поручены [Папе], то они не из овец Христовых, по слову Господню у Иоанна: «едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10, 16). <…> Посему повиновение всякой человеческой твари Римскому Папе провозглашаем, глаголем, определяем и возвещаем совершенно необходимым для спасения.
D 468–469, DS 870–872, 875
Из Консисториальной речи Папы блаж. Пия IX « Singulari quadam »
от 9 декабря 1854 г.
Надлежит признавать как истину веры, что вне Апостольской Римской Церкви спасенным быть невозможно, сей есть единый спасения ковчег, в него же кто не войдет, погибнет в потопе; но также несомненно приемлется, что кто пребывает в неведении об истинной религии, если оно непреодолимо, никакой не имеет вины пред очами Господними.
Но кто же имел бы столько смелости, чтобы очертить пределы сего неведения, при таком народов, регионов, складов ума и иных обстоятельств многообразии? Когда же мы, освобожденные от уз плоти, узрим Бога, «якоже есть» (I Ин. 3, 2), познаем, конечно, какой тесной и прекрасной взаимосвязью милость и справедливость Божественные соединены; но пока мы пребываем на земле, отягощенные тленным бременем, отупляющим душу, да твердо веруем, по католическому учению, что Един Бог есть, «едина вера, едино крещение» (Еф. 4, 5), далее сего исследовать негоже.
D 1647; DS 2865 præf.
Из Послания Конгрегации Св. Оффиция « Apostolicæ Sedi » епископам Англии
от 16 сентября 1864 г.
(Одобрено Папой блаж. Пием IX)
Апостольский Престол уведомлен, что католики некие, а также мужи церковные, общество для достижения, как они заявляют, христианского единства, в Лондоне в 1857 г. основали. Протестантами, само собой разумеется, руководимое и направляемое, их духом пронизанное, оно ясно исповедует, что три христианские общины – римо-католическая, греко-схизматическая и англиканская, которые друг от друга отделены и разделены, на равных же правах кафолическими себя именуют.
Основание, на которое [сие движение] опирается таково, что оно Божественное устроение Церкви (divinam Ecclesiæ constitutionem) совершенно разрушает. Из всей их сути вытекает, будто истинная Церковь Иисус Христова состоит отчасти из Римской Церкви, по всей земле рассеянной и распространённой, отчасти же из схизмы Фотиевой и англиканской ереси, для коих, наравне с Римскою Церковию, «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5). Чтобы уничтожить различия, разделяющие эти три христианские общины, сии общества предписывают, с большим соблазном и ущербом для истины и любви, ритуальные молитвы и приношения, чтобы получить от Бога благодать единства.
Воистину для католика не должно быть ничего лучшего, чем полное устранение между христианами раскола и недоразумений, дабы все христиане «старались сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3)… Но Христовым верным и мужам церковным под руководством еретиков и, что еще хуже, с намерением весьма порочным и зараженным ересью, о христианском единстве молиться никак нельзя позволить.
Истинная же Церковь Иисус Христова по четырём признакам, в Символе обязательными для веры признаваемым, по Божественному установлению узнаваема и распознаваема, и каждый из них так взаимосвязан с остальными, что от оных неотделим; из сего следует, что Церковь, которая воистину есть и зовется Католическою также Единства, Святости и Апостольского преемства прерогативами сиять должна. Церковь же Католическая едина ясным и совершенным единством по всей земле и во всех народах тем единством, коего принципом, источником и безупречным началом есть блаж. ПЕТРА, Апостолов князя, и его на Римской Кафедре преемников верховный авторитет и «особое первенство» (св. Ириней Лионский, « Adversus hæreses », lib. III, cap. 3 – PG 7, 849A). Несть иной Кафолической Церкви, кроме той, что на Едином ПЕТРЕ зиждется, во единое тело «составляемая и совокупляемая» (Еф. 4, 16), единством веры и любви стоит.
Как можно дальше изо всех сил должны верующие от лондонского общества с омерзением отвернуться, ибо заговорщически объединившиеся в нем и индифферентизм поддерживают, и соблазн вносят.
ASS 2 [ed. II; 1870], p. 657 seqq.; D 1685–1687; DS 2885–2888
Из Апостольского Послания к протестантам и ко всем некатоликам
Папы блаж. Пия IX « Iam vos omnes »
от 13 сентября 1868 г.
Ныне же тот, кто тщательно изучает и обдумывает положение, в котором находятся различные и друг с другом разнящиеся религиозные общества, отделенные от Католической Церкви, <…> легко может уяснить себе, что ни какое-либо одно из этих обществ, ни их совокупность не составляет и не является Единой и Католической Церковью, которую Господь воздвиг, установил и возжелал. Также нельзя никоим образом сказать, что эти общества являются членами или частями этой Церкви, ибо они зримо отделены от католического единства.
DS 2998
Из Послания о восточных заблуждениях Папы Св. Пия Х
« Ex quo »
к Архиепископам – Византийским Апостолическим делегатам, в Греции, в Египте, в Месопотамии, в Персии, в Сирии и в Ост-Индии
от 29 декабря 1910 г.
Не менее легкомысленно, как и ложно, сему мнению давать выход, будто догмат об исхождении Духа Святаго и от Сына вовсе не вытекает из самих слов Евангелия, или из веры древних Отцов также не доказывается; равно безумно сомневаться, были ли святые догматы о Чистилище и о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии святым мужам первых веков известны; <…> об установлении Церкви <…> во-первых, возобновляется заблуждение предшественником Нашим Иннокентием Х уже осужденное (DS 1999), которое заключается в том, что св. Павел имел СВ. ПЕТРА как заведомо равного брата; – затем не меньшей отличается ложностью мнение, будто Кафолическая Церковь первых веков не была единовластительною, т. е. монархиею; или что примат Римской Церкви никакими твёрдыми доводами не подтверждается.
Но не <…> остается неповрежденным католическое учение о Святейшем Таинстве Евхаристии, когда предвзято учат, будто мнение принять возможно, которое утверждает вслед за греками, что слова освящения не возымеют эффекта, если только не будет произнесена та молитва, кою они епиклезою прозывают, когда так хорошо известно, что Церковь не имеет никакого права что-либо менять в самой сущности Таинств; и вовсе не менее несносно, считать действительным Миропомазание, совершённое каким-либо пресвитером [незаконно].
AAS 3 [1911], p. 118 sq.; D 2147a; DS 3553–3556
Из Декрета Конгрегации Св. Оффиция
от 8 июля 1927 г.
(Одобрен Папой Пием XI)
Дозволено ли католикам испытывать интерес или симпатию к некатолическим съездам, собраниям, совещаниям или обществам, которые, с их точки зрения, всех, кое-как присваивающих себе наименование христиан, во единую религию в порядке союза соединяют?
Отв.: Отрицательно, как и установлено чётко Декретом сей же Верховной Св. Конгрегации от 4 июля 1919 г. «Об участии католиков в обществах "для достижения христианского единства"» (AAS 11 [1919], p. 309).
AAS 19 [1927], p. 278; D 2199
Из Энциклики Папы Пия XI « Mortalium animos »
от 6 января 1928 г.
Что же касается того, во что веруем, то безусловно недозволенным является проведение различия между так называемыми основными и не основными положениями вероучения, из коих первые должны быть признаны всеми, а последние – предоставлены свободному исповеданию верующих. Сверхъестественная добродетель веры имеет свою формальную причину в авторитете Бога, сообщающего Откровение, и не допускает подобного различия. Потому все истинные христиане одинаково веруют в тайну Пресвятой Троицы и в Непорочное Зачатие Богородицы, с одинаковой верой относятся к Воплощению Христа и к безошибочному учительству Римского Первосвященника, в том духе, как последнее определил Вселенский [I] Ватиканский Собор. Разве их вера в приведенные выше догматы будет менее сильна и тверда из-за того, что Церковь один из этих догматов в то, другой в это время, может быть недавнее, окончательно определила торжественным декретом? Разве не являются они все Богооткровенными? Хотя Церковное Учительство, установленное на земле по Божественному замыслу для сохранения неискаженными Богооткровенных истин, а также для легкого и надежного объявления их народу, осуществляется Римским Первосвященником и находящимися с ним в общении Епископами изо дня в день, но, кроме того, всякий раз, когда необходимо действенно противостать заблуждениям или нападкам еретиков или ясно и точно разъяснить положения Священного Учения верующим, это Учительство своевременно приступает в торжественной форме к определению догматов. Однако, подобное осуществление чрезвычайного Учительского Служения не вводит ничего нового в совокупность истин, содержащихся, пусть в скрытой форме, в залоге Откровения, переданном Церкви Богом. Чрез Учительство только разъясняются истины, которые до того могли в глазах многих выглядеть неясными, или же утверждаются положения вероучения, которым прежде кто-либо противоречил. Итак, ясно, Досточтимые Братия, почему Апостольский Престол никогда не позволит своим верующим участвовать в некатолических съездах. Единству христиан нельзя содействовать иначе, как только в том духе, чтобы отпавшие вернувшись в лоно единой истинной Церкви Христовой, которую они, к несчастью, некогда оставили. Чтобы вернулись, повторяем Мы, к единой истинной Церкви Христовой, для всех видимой и во все времена остающейся, по воле своего Основателя, такою, какою Он установил ее для спасения всех людей. Мистическая Невеста Христова в течение веков оставалась незапятнанной и никогда запятнана быть не может, о чём свидетельствует св. Киприан: «Невеста Христова не может быть опозорена, она нетленна и чиста Она знает лишь одно местопребывание и через свою целомудренную осторожность сохраняет нетронутой святость единого очага» (De cath. eccl. unitate, 6). И этот святой мученик справедливо удивляется, как кто-то может верить, «что это единство, основанием которого является неизменность Бога, за прочность которого ручаются небесные Таинства, могло бы быть в Церкви разорвано и разбито распрями несогласных людей» (Ibid.). Поскольку Мистическое Тело Христово, то есть Церковь, едино (I Кор. 12, 12), составляемо и совокупляемо посредством всяких взаимно скрепляющих связей (Еф. 4, 16), подобно физическому телу, то нелепо и смешно утверждать, будто оно может состоять из отдельных, не связанных между собою членов. Поэтому, тот, кто не соединен с Церковью, не может быть ее членом и не связан с ее Главою-Христом (См. Еф. 5, 30; 1, 22). В этой единой Церкви Христовой пребывает и остается только тот, кто послушно признает и принимает авторитет и власть Петра и его законных преемников. Разве Римскому Епископу, высшему Пастырю душ, не подчинялись предки тех, которые запутались в ложных учениях Фотия и так называемых реформаторов? Сыновья оставили, к сожалению, отчий дом, но он не разрушился и не погиб, ибо опирается на неустанную Божию помощь. Пусть они возвращаются к общему Отцу, который примет их со всей любовью, не вспоминая ущерба, который причинен ими прежде Апостольскому Престолу. Если они желают, как это часто повторяется, соединиться с Нами и с Нашими верными, то почему не возвращаются как можно скорее к Церкви, «Матери и Наставнице всех верующих во Христа»? (Conc. Lat. IV, cap. 5). Пусть послушают то, что говорит Лактанций: «Только… Католическая Церковь сохраняет подлинное Богопочтение. Она является источником истины, пребыванием веры, храмом Божиим. Кто не входит в нее или оставляет ее, тот теряет всякую надежду на жизнь и спасение. Да не поддастся никто упорству оспаривающих. Это вопрос жизни и спасения. И если не бдить со вниманием и осторожностью, то тогда – погибель и смерть» (Divin. Inst. IV, 30, 11–12).