Всякий связывается узами своих грехов. Вяжет нас
узами обольщение плоти, есть узы сребролюбия, пьянства, похоти,
гордости. Есть и узы диавола, который связывает нас узами беззаконий,
таковы узы блуда и прелюбодейства, узы вероломства, когда отвергаются
Христа, узы неверности, когда изменяют и брату, узы жестокости, когда
убивают подобного себе. Связанный этими узами склоняется так, что не
может возвысить своей души, не может поднять взоры ума к небу, если
Господь не простит ему грехи, не воздвигнет его даром Своего
благословения.
Свт. Амвросий Медиоланский
Беснование — явление не новое в истории человечества. Из глубины
веков дошли до нас свидетельства об одержимых. Немало примеров насилия
бесовской силы над людьми содержится и в Писании. Это рассказ о
бесноватом, которого злой дух, желая погубить, бросал то в огонь, то в
воду; о женщине, восемнадцать лет находившейся в узах диавола
(согбенной); о двух одержимых, живших в гробах (каменных пещерах) и
разрывавших страшной бесовской силой цепи, которыми их пытались
связать… Перед первым Пришествием Спасителя на землю беснование было
распространено в ужасающих размерах — из-за отступления людей от Бога.
И сейчас, накануне второго Пришествия, как и две тысячи лет назад,
беснование разрастается наподобие эпидемии. Причина та же вновь люди
отвернулись от Бога, забыли небо, забыли вечность.
Много лет назад попала мне в руки книга современного православного
архиерея. В ней автор пытался привлечь внимание к очень тревожному
факту умножению в людях страшной духовной болезни — одержимости. Тогда
я не придал словам пастыря особого значения. Но прошли годы, и мысли
архиерея все чаще и чаще всплывают в моей памяти. Ныне болезнь достигла
поистине катастрофических масштабов, одержимость перестала быть
редкостью даже среди священнослужителей и членов их семей.
Что же такое одержимость? Как проникает бес в человека? Приведу
слова священника Родиона: “Демоны входят во внутренность человеческого
тела всем газообразным существом своим, подобно тому, как входит в него
воздух… Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в
теле, обладая насильственно душой и телом. Такие болезни исцеляются
только силой Божией, путем изгнания духа злобы”.
Многие авторы делают различие между понятиями: одержимость — это,
мол, подверженность человека какой-либо страсти, а беснование — когда
духи злобы вселяются в человека за коснение в этих страстях. Я бы не
стал проводить столь резкую черту. Вселение злого духа не всегда
происходит ощутимо. Кроме того, бес зачастую проявляется не сразу, и
формы его насилия могут быть разнообразны. “Есть вселение духов
необнаруживаемое, скрытное; есть также власть духов над умами, помимо
тела, когда они водят их, как хотят, через страсти, в них действующие;
люди думают, что они все сами действуют, будучи посмешищем нечистых
сил” — говорит свт. Феофан Затворник.
Явный признак одержимости, по словам одного опытного священника, —
когда человек теряет разум. Часто через него тогда говорит — а то и
лает, воет, шипит, ругается матом — нечистая сила. Сознание в этакие
моменты чаще всего отключается, и несчастный даже не знает, что
вытворяет “его” бес. В других случаях человек осознает себя во время
припадков, слышит, как в нем кричит бес, но ничего поделать не может. У
некоторых меняется не только голос, но меняются и глаза.
Но есть и множество разновидностей скрытого, неявного беснования. В
чем проявляется оно в человеческой жизни? В отдалении от Бога и Церкви,
в пьянстве, разврате, тяге к извращениям. Настоящая одержимость — там,
где человек порабощён грехом.
Особенную власть бес имеет над неверующими, но и верующим может
досаждать. Огромное количество людей и не подозревают, что одержимы
бесом. Человек до поры до времени может думать, что у него всё в
порядке, просто стал немного раздражительнее. А приходит в церковь — и
вдруг начинает биться в припадке.
Одержимость часто выявляется, когда подходит человек к благодатным
святым мощам, к чудотворным иконам, когда его кропят святой водой,
помазуют освященным елеем, когда звучит на Божественной литургии
Херувимская песнь, но особенно — во время чтения заклинательных молитв
на изгнание злого духа.
Вот какой случай вселения беса зафиксирован в книге известного
духовного писателя С. Нилуса: “Я задумался, — пишет Мотовилов, — как
это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся
Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и
притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И
подумал я: вздор! этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в
меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого
Причащения!” И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное
облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста.
Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от
льда и смрада вползающего в него облака, оно вошло в него всё, несмотря
на все его нечеловеческие усилия. Руки были точно парализованы и не
могли сотворить крестного знамения, застывшая от ужаса мысль не могла
вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно-ужасное
совершилось, и для Николая Александровича наступил период тягчайших
мучений”.
http://bogistina.info/m/bibl/svyash/pant…
Описанный случай, выразительный сам по себе, позволяет взглянуть на
проблему ещё в одном ракурсе. А именно: оценить те изменения, которые
произошли с нами за небольшой, в сущности, отрезок времени — примерно
полтора столетия. Ещё в прошлом веке случаи одержимости были редкостью
среди нашего народа, и что характерно — воспитанные в православных
традициях, люди с большим сочувствием относились к таким больным, с
искренним состраданием.
Сейчас все в корне изменилось: наша жизнь до краёв наполнена
бездушием, злорадством и глумлением, особенно по отношению к подобным
больным. И это при том, что духовно здорового человека у нас что
называется днём с огнём не сыщешь. Одержимых сейчас сотни и тысячи,
чаще всего — одержимых не одним бесом, а несколькими, не за какой-либо
грех даже, а за сам образ жизни, глубоко порочный. А Мотовилов,
“служка” преподобного Серафима Саровского понёс суровое наказание за
одну-единственную гордостную мысль…
Итак, греховностью мы приготовляем в себе место злым духам, которые
начинают жить в нас “по праву”, как в своём жилище. А с другой стороны,
колдуны, слуги сатаны, пользуются тем, что люди не защищены силой
Божией. Но нужно сказать со всей определённостью: мы сами виноваты в
своих бедах.
Вот рассказ одной из моих прихожанок: “Мне посоветовали обратиться к
одному деду, который заговаривал и “помогал”, как мне объяснили. А
болел у меня кишечник, но врачи ничего не находили, кроме большого
количества слизи в нём. Приходила я к деду один раз в неделю, приносила
бутылку водки и пачку масла, над которыми тот что-то шептал. Потом
наливал грамм сто пятьдесят, я их выпивала и ложкой масла закусывала,
после чего ложилась на топчанчик и отдыхала, т. к. пьянела. Дед же с
бабкой допивали остальное. Однажды бабки не было, и дед оставшуюся
водку выпил один. Бабка, придя домой, обнаружила, что обделена и очень
злилась поэтому. Налив воды в стакан, она долго шептала над ней, потом
подошла ко мне, лежащей на топчане, протянув стакан, приказала выпить,
что я и сделала. Злорадная улыбка осветила лицо старухи “Ну, ты меня
теперь долго будешь помнить” Придя домой, я очень плохо себя
почувствовала, болел желудок, что-то там шевелилось, и вдруг, помимо
своей воли, я начала лаять, и довольно громко. Соседи позвонили и
вежливо поинтересовались “Вы собачку купили?” Я пришла в ужас. Кто-то
подсказал поехать в Печоры к о. Адриану. Только там я поняла, что со
мной произошло”
В одной из деревень Псковского района я исповедывал и причащал на
дому мужчину со страшной раной на лице: левая щека у него
отсутствовала, из зияющей раны торчала десна с зубами. Все это было у
него заткнуто ватой и обвязано повязкой. На мой вопрос, что с ним, он
рассказал “Несколько месяцев назад на щеке у меня выскочил маленький
прыщик. Я его выдавил, не обратив особого внимания. Через день или два
зашел в наш сельский магазин, разговариваю со старухами ждем хлеба.
Вошла пожилая баба из соседнего села, подошла к прилавку, взяла с
подноса селедку и вдруг ударила меня ею по щеке. Бросила селедку
обратно на поднос и выбежала из магазина. Я мужик смирный, не буян, не
грубиян, пожал плечами “Что с ней такое случилось?” — да вскоре и
забыл. Только после этого стала гнить у меня щека, врачи понять ничего
не могут, лекарства не помогают”
Чувствую, напала на вас тоска и безысходность всюду бесы и колдуны,
нет никакого спасения. Совсем не так. И в подтверждение расскажу еще
один случай.
К батюшке приехала группа верующих за советом духовным и просьбою
молитв. Поговорив со старцем, хотели взять благословение на обратный
путь “Давайте помолимся”, — остановил он и только после молитв “О
путешествующих” благословил уезжать. После их отъезда бес, через
стоявшую рядом больную, завопил “Зачем молился? Все нам испортил! Наши
уже встречали их на повороте шоссе с наговоренной землею, чтобы аварию
сделать”