Католический священник, швейцарский богослов, профессор экуменического богословия Тюбингенского университета.
Ганс Кюнг родился 19 марта 1928 г. в Сурси, Швейцария. После окончания
государственной гимназии в Люцерне он посещал Понтификальный немецкий
колледж. Кюнг изучал теологию и философию в Понтификальном Григорианском
университете в Риме. В 1954 г. он был рукоположен в сан католического
священника и продолжил изучение теологии в Католическом институте
Сорбонны. В 1960 г. он был назначен профессором основного богословия
Тюбингенского университета. Его докторская диссертация «Оправдание.
Учение Карла Барта с католической точки зрения» (Justification. La doctrine de Karl Barth et une réflexion catholique)
была опубликована в 1964 г. на английском и отражает множество областей
согласия между богословием Барта и католическим богословием. Соединяя
тщательный анализ теологии Барта и современного римо-католического
богословия с указанием на их развитие со времени реформации, Кюнг
показывает, что современные различия представляют собой скорее различные
формы выражения, нежели какое-либо существенное несогласие.
В 1960 г. Кюнг был назначен профессором теологии в университет Эберхарда
Карла в Тюбингене. Подобно своему коллеге Джозефу Ратцингеру (теперь
папа Бенедикт XVI) в 1962 г. он был назначен папой Иоанном XXIII
перитусом и был экспертом Второго Ватиканского собора до его завершения в
1965 г. По инициативе Кюнга Католический факультет Тюбингена назначил
Ратцингера профессором догматики. Однако, вследствие протестов студентов
в 1968 г. Ратцингер был вынужден перейти в университет Регенсбурга, чем
закончилось сотрудничество между этими двумя богословами.
В отличие от современных ему римо-католических богословов, таких как
Карл Ранер и Бернар Лонерган, Кюнг не развил определенной метафизической
позиции для обоснования своих взглядов. Скорее его мысли исходила из
истории богословия и стремления к свободе мысли и сильному
противостоянию авторитарным институциональным структурам. Во многих
своих работах, таких как «Собор, реформа и воссоединение» (The Council, Reform, and Reunion, 1962) и «Структуры Церкви» (Structures of the Church,
1964) Кюнг соединил исторический анализ с размышлением о современных
проблемах, чтобы показать необходимость реформ в Римо-католической
Церкви и реальную возможность примирения с другими церквами. После
Второго Ватиканского собора Кюнг продолжил писать о необходимости реформ
с особым акцентом на служении и миссии (The Church, 1968) и изменениях, которые должны произойти в управлении Римо-католической церкви (Truthfulness: On the Future of the Church, 1968).
В конце 1960-х Кюнг стал первым главным римо-католическим богословом
после старокатолического раскола XIX века, который отверг доктрину
папской непогрешимости. В своей книге «Непогрешимый?» (Infallible? An Inquiry,
1971) он указывает на противоречие римо-католического учения о
непогрешимости библейскому учению. 18 декабря 1979 г. он был лишен
лицензии на преподавание в качестве римо-католического богослова, но
продолжил свое преподавание в качестве штатного профессора
экуменического богословия Тюбингенского университета до своей отставки в
1996 г. До сегодняшнего дня он остается постоянным критиком папской
власти, которая, как он утверждает, является человеческой, а не
установленной Богом. Тем не менее, он не был подвергнут отлучению и
остается римо-католическим священником.
В начале 1990-х Кюнг стал инициатором проекта Weltethos
(Глобальная этика), который является попыткой описания общих аспектов
учений мировых религий и выработкой минимального кодекса правил
поведения, который может быть приемлем для каждого. Его взгляд на
глобальную этику выражен в документе «О глобальной этике: первоначальная
декларация» (Towards a Global Ethic: An Initial Declaration). Эта декларация была подписана в 1993 г. на Парламенте мировых религий многими религиозными лидерами со всего мира.
Последняя работа Кюнга «Начало всех вещей» (Der Anfang aller Dinge) посвящена
рассмотрению вопроса об отношении между наукой и религией. В анализе,
охватывающем вопросы от квантовой физики до нейронауки, он рассматривает
споры об эволюции в США, отвергая позицию тех, кто противостоит
эволюционному учению как «наивных и непросвещенных».
26 сентября 2005г. Кюнг имел дружественную дискуссию о католическом
богословии за обедом с папой Бенедиктом XVI, что удивило некоторых
наблюдателей. В 2007 г. он получил масонскую премию за деятельность в
течение всей жизни. Получение этой премии довольно странно, принимая во
внимание тот факт, что католик, который является членом франкмасонской
организации, находится «в состоянии смертного греха» и «не может
принимать Святого Причастия».
www.bogoslov.ru