Папа Пий XII говорил, что имеющее место неиспользование таинства покаяния «противно уму Христа и весьма разрушительно для мистического тела Спасителя».
Все, кто всерьёз пытался исповедоваться часто, знают, как сие может помочь внутренней жизни, — иногда даже лучше, чем частое причастие. Подлинно, сие последнее может очень легко выродиться в обыкновенную рутину и иллюзию.
Часто нас удерживает от частой исповеди «негативный» взгляд на неё. Мы видим в ней только «косметическую уборку» наших душ, обязанность, от которой мы бы с радостью отказались. Если св. Франциск Сальский и св. Викентий де Поль исповедовались каждый день, это означает, что у них был более «позитивный» взгляд.
Давайте и мы попытаемся открыть некоторые чудесные выгоды сего забытого таинства. Папа Пий XII в своей энциклике "Mystici Corporis" сводит число главных плодов частой исповеди к восьми.
1. Частая исповедь повышает подлинное знание самого себя
Но в чём же могли св. Франциск Сальский и св. Викентий де Поль обвинять себя на ежедневной исповеди? Без сомнения, многие задавали им этот вопрос.
Подумайте сами: чем дольше мы откладываем исповедь, тем труднее в точности вспомнить проступки. Конечно, есть тяжкие проступки, которые придут на память во время испытания совести. Но в том, что касается привычных повседневных грехов, кающийся вынужден довольствоваться пространными «отвлечениями и забывчивостью на молитве, нетерпением и злыми мыслями». Кающийся обвиняет себя в устойчивых склонностях, но не в действиях с их причиной и обстоятельствами. В результате мы рассказываем одно и то же на каждой исповеди. Это плохо.
Напротив, если я исповедуюсь часто, например, каждую неделю или раз в две недели, я могу быть более точным, потому что храню ясные воспоминания. Склонности, пороки предположительно останутся теми же, но грехи будут разными. Также из-за того, что моё обвинение будет точнее, оно станет более болезненным, более смиряющим и принесёт больше благодатей.
Попробуй и увидишь сам. Часто приступай к хорошей исповеди, и поскольку ты будешь лучше сознавать свои грехи, она не будет всегда одним и тем же и приведёт к чему-то лучшему.
2. Частая исповедь возбуждает христианское смирение
Это следует из предыдущего наблюдения: при лучшем осознании наших грехов исповедь будет сильнее смирять нас. Это хороший способ устранять гордыню, корень всех грехов.
Также будет хорошо и в помощь нам на пути смирения исповедовать в конце нашего обвинения, по крайней мере в общем, некоторые большие грехи из нашей прошлой жизни.
3. Частая исповедь способствует искоренению плохих привычек
На исповеди старайся не сказать всё (это необходимо только для смертных грехов), а назвать в точности господствующие проступки. Капли воды, регулярно падающие на камень, разрушают его лучше, чем вылитое на него ведро. Если кто-либо хочет преуспеть, повторяющиеся удары рано или поздно заставят пасть самые высокие стены.
Нам не нужно обманываться или отчаиваться из-за того, что сорняки будут всегда оставаться в нашем саду. Но если мы, подобно хорошему садовнику, часто приходим и выпалываем их, они не помешают расти полезным растениям, а те своим ростом будут всё больше мешать сорнякам.
4. Частая исповедь борется с духовной беспечностью и теплохладностью
Теплохладность — это незаметное оседание в посредственности без настоящего желания выйти из неё. Частая исповедь очень подходит для того, чтобы немного встряхнуть нас и вселить уверенность, что мы не поддаёмся такому состоянию. В этом таинстве Иисус Христос приходит затронуть глубины наших душ и пробудить нас от сего оцепенения. Если мы приступаем к нему регулярно с верой и доброй волей, то ощутим сию силу благодати, которая одна может вытащить нас из нашей летаргии. Так мы приобретём настоящее почитание сего таинства.
Прежде всего, никто не должен ожидать, что он «пожелает» или «почувствует» нужду в исповеди. Часто наши желания противоречат нашим нуждам. Как больной в начале своего выздоровления, мы не желаем есть и должны заставлять себя, потому что понимаем разумом, просвещённым благодатью, что в сем источник нашего исцеления.
5. Частая исповедь очищает совесть
Это очевидно, потому что составляет первое действие исповеди. Мы позволим себе дать несколько комментариев.
1. Долгая пауза между двумя исповедями у того, кто причащается часто, есть беззаботность, которая несомненно составляет препятствие для благодати. «Если богатый и могущественный друг, говорил св. Григорий Великий, собирается прийти к нам в дом, его надо полностью убрать с большой поспешностью, из страха, что придя, он найдёт что-либо, оскорбляющее его взор».
Это очевидно: мы не принимаем важных гостей в комнате или на стуле, покрытом месячной пылью. Почему же мы обращаемся с Господом нашим Иисусом Христом с таким бесстыдством?
2. Такое очищение нашей совести делает наши души более прозрачными, и мало помалу мы замечаем несовершенства, которые до сих пор были сокрыты от нас. Божественный свет более и более просвещает наши души, заставляя их видеть самое ничтожное пятнышко, как солнечный луч показывает все загрязнения и пыль, плавающие в воздухе.
У нас может сложиться впечатление движения назад при яснейшем виде нашего ничтожества, но на самом деле мы двигаемся вперёд, потому что возрастает не наше ничтожество, а наша совесть, становящаяся более чувствительной. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
3. Чистая совесть — первое и незаменимое условие апостолата. Во-первых, Богу будет трудно использовать нас, как насквозь проржавевшие машины, остро нуждающиеся в смазке. Кроме того, души, с которыми мы имеем дело в трудах, могут ощущать ауру доброй совести: пламенная любовь апостолов в действительности воодушевляется Божиим светом и любовью к Богу.
6. Частая исповедь усиливает волю
Если действительно есть какая-либо болезнь нашего века, то это прежде всего и в первую очередь недостаток силы и слабость характера. Лишь благодать Божия может, и особенно посредством сего таинства, проникнуть внутрь нашей воли, чтобы усилить её. Мы на опыте знаем, что после исповеди чувствуем себя сильнее. И это не просто чувство, а реальность.
Можно достичь преимущества, если время от времени применять «превентивную» исповедь. Я знаю, что окажусь в ситуации, в которой, как показывает опыт, я слаб. Тогда я иду на исповедь и прибегаю к благодати таинства, чтобы быть лучше защищённым для сопротивления и вдохновлённым необходимым в таком случае благоразумием.
Обычно бывает полезным рассказать на исповеди об искушениях, против которых я считаю себя уязвимым, чтобы так защитить себя. К тому же священник, которому я вверяю себя, не замедлит помолиться обо мне, особенно если я его об этом попрошу.
7. Частая исповедь превращается в духовное руководство
В наши дни из-за нехватки хороших священников зачастую бывает трудно найти настоящего духовника. Это возможно скомпенсировать регулярной исповедью по возможности одному и тому же священнику. Зная нас хорошо, он сможет дать нам подходящий совет.
К сожалению бывает, что даже таким способом добиться желаемого будет невозможно, потому что священник, перегруженный исповедями, не находит времени, чтобы наставлять кающихся. Тогда частая исповедь принесёт нам прочие упомянутые здесь семь преимуществ. Время от времени старайся ходить на исповедь куда-то ещё, к чрезвычайному исповеднику, который может помочь нам в духовном руководстве.
8. Частая исповедь увеличивает благодать собственным действием таинства
Как и все таинства, исповедь сообщает или увеличивает освящающие благодати, сопровождаемые благодатью таинства, которая смывает грехи (5), укрепляет против искушения (6) и даёт ощущения радости и мира душевного. Св. Тереза Младенца Иисуса ещё маленькой девочкой любила исповедоваться и, выходя, чувствовала необычайное облегчение на сердце. Представь себе приподнятое настроение после напряжённых физических упражнений. Наши духовные упражнения должны приносить не меньшее удовлетворение, чем физические!
Пойдём на исповедь не колеблясь, когда почувствуем необходимость в росте благодати, например, чтобы предпринять апостольский труд, сделать важный выбор в жизни и т.п.
Практическое заключение
Чтобы закончить, дадим небольшой совет о подготовке к исповеди. Во время испытания совести, после молитвы о божественном свете, можно проверить себя по трём следующим пунктам (по аналогии с жизнью, содержащей три главные функции: прокормить себя, расти и воспроизводить себя).
1. По отношению к Богу: позаботился ли я о том, чтобы насыщать себя Его божественной жизнью? Молитвы, таинства, богословские добродетели, чтение, податливость благодати и т.д. Убеждён ли я, что без Него я не могу делать ничего? Является ли Месса центром моей жизни?
2. По отношению к себе: какие усилия я предпринимаю, чтобы глубоко укорениться в добродетели смирения? Как в этом случае я устраняю препятствия, чтобы подняться над землёй и как я приношу листья и плоды через щедрые акты добродетели?
3. По отношению к ближним: забочусь ли я о том, чтобы сообщать им божественную жизнь? Прежде всего, действенным примером нравственных добродетелей благоразумия, умеренности, справедливости (сыновнего благочестия, послушания, благодарности, доброты и т.д.), мужества (терпения, ревности), а затем посредством апостолата, братской любви, молитвы, покаяния.
Не забудь проверить себя на грехи неисполнения. Посмотри Евангелие. Господь наш приговаривает к аду только за грехи неисполнения: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал….» (Мф. 25, 42 и далее).
http://mos.fsspx.ru