Есть два способа идти по жизни — вдумчиво и бездумно. В первом случае мы задействуем внимание; мы видим вещи и замечаем их порядок, чтобы их ценить; мы слышим вещи, чтобы их понимать; мы стремимся познавать вещи не поверхностно, а в полноте. Мы живём настоящим моментом и испытываем мир с интересом и удивлением, вкушаем его тайны с полным пониманием.
Во втором случае мы рассеяны. Мы видим вещи, но не замечаем их. Мы слышим вещи, но не понимаем их смысла. Вся информация наших чувств воспринимается с минимальным вниманием. Вся наша жизнь — туман, отрывочные цепочки едва осознанных чувственных восприятий.
Первый путь описывает поэта, видящего полно и чувствующего глубоко. Второй описывает внимание современного человека, зачастую разорванное; последнее происходит не в последнюю очередь благодаря сегодняшним технологиям.
Технологии и внимание
У меня есть смартфон. Я часто полон благодарности за его возможности, но, в то же время и в равной степени испытываю к нему отвращение, потому что мой телефон способен неодолимым образом уводить меня от настоящего момента. Краткое выяснение конкретного вопроса зачастую выливается для меня в рассеянность между мириадами блоков информации, непрестанно текущими на меня через яркий красочный экран. Сия машина предназначена для одной-единственной цели — поглощать и удерживать моё внимание как можно дольше.
Дробление и консолидация
Мне могут резонно возразить, что любая технология подразумевает компромиссы и что телефоны с выходом в интернет не являются исключением. Проблема в том, что цифровые устройства предназначены для того, чтобы дробить информацию, тогда как иные технологии нужны для её консолидации. С изобретением печатного станка книга стала наиболее широко используемой системой информационного обмена.
Но чтение — совершенно иной опыт, нежели пролистывание Facebook. Чтение фокусирует ваше внимание и вводит вас в более глубокое состояние — концентрации без усилий. Чтение заставляет вас проходить сквозь отдельные слова в царство идей или, в случае художественной литературы, в мир образов и эмоций. Вся структура книги, от шрифта, до расположения текста на странице, сделана так, чтобы собрать внимание.
Цифровые устройства, напротив, внимание разрывают. Они манят вас знанием того и вовлечённостью в это. Они стимулируют желания и приучают нас действовать по импульсу. И поскольку всегда есть что-то новое, наш мозг вскоре приучается постоянно искать свежих стимулов. Использование такого устройства подобно человеку, зашедшему в кондитерскую после строгой диеты, — решение не заставит себя долго ждать.
Борьба за осознание
У меня нет намерения порочить технологии. Такие устройства, как смартфоны, несомненно, принесли множество выгод в нашу жизнь. У меня бы не было его, если бы это не приносило преимуществ. Но всё же в определённом смысле сии устройства обеднили нас, не осознающих более мира вокруг. Чаще, чем наоборот, мы идём сквозь жизнь в рассеянной дымке стимулов и реакций, пренебрегая глубокой сосредоточенностью, необходимой для подлинного созерцания. Как много чудес, как много удивительного и светлого мы пропустили, потому что потерялись в двухмерном экране.
Мы должны бороться с бездумием, не ограничиваясь полумерами. Я уверен, что преодоление рассеянности — самый настоящий долг. Как христиане мы все призваны быть поэтами, возможно, не в буквальном смысле, но в полном видении и глубоком чувстве тайны вещей.
По словам поэта, о. Джерарда Мэнли Хопкинса, «Мир пронизан Божьим величием», но без осознания, без внимания мы не сможем познать сию тàинственную реальность. Мы не можем принять её как дар, коим она является, с радостью и благодарностью, если не проснёмся достаточно, чтобы её замечать. Не просто замечать в манере поверхностного любопытства, но по-настоящему созерцать её богатство и красоту.
Наше разорванное внимание вынуждает нас проходить мимо многих радостей. Начнём же бороться против мира поделок, манящих нас и старающихся поглотить, а затем и раздробить наше внимание. Будем стремиться к вдумчивости, а не к бездумию. Вернёмся к действительности, примем дар творения с трепетом и благодарностью и принесём за него жертву хвалы.
http://mos.fsspx.ru
Сэм Гузман