Констанцский Собор (1414-1418) входит в число 21 Вселенского Собора Церкви. Однако один из его декретов – «Haec Sancta» от 6 апреля 1415 года – считается еретическим, так как он заявлял верховенство Собора над Римским Понтификом.
В Констанце «Haec Sancta» применялся в декрете «Frequens» от 9 октября 1417 года, который предписывал проведение Собора 5 лет спустя, а следующий 7 лет спустя и затем каждые 10 лет. Тем самым Собору приписывалась функция постоянного коллегиального органа, который действовал совместно с Папой и де факто был выше Папы.
Мартин V, избранный Папой в Констанце в 1417 году, в булле «Inter cunctas» от 22 февраля 1418 года, признал вселенскость Констанцского Собора и всех его решений, хотя и достаточно осторожной формулировкой «in favorem fidei et salutem animarum» («благоприятствуя вере и спасению душ»). Мы не знаем, разделял ли Папа в конечном счёте теорию концилиаризма или, возможно, избравшие его кардиналы принудили его принять это мнение. Де факто он не отказался признать «Haec Sancta» и неукоснительно применял декрет «Frequens», назначив дату нового Вселенского Собора, проводившегося в Павии и Сиене (1423-1424 гг.), и определил Базель в качестве места проведения следующего Собора. Однако он умер 21 февраля 1431 года, и Собор открылся при его преемнике Габриэле Кондульмере, избранного 3 марта 1431 года Папой Евгением IV.
В самом начале открытия Собора в Базеле разразился спор между двумя группами: лояльными Папству и приверженцами теории концилиаризма, которые составляли большинство из отцов Собора. Упорная борьба приводила к переменным взлётам и падениям. В первый период Евгений IV лишил своей апробации мятежных отцов Собора. Позже он поддался сильному политическому и церковному давлению, пошёл на попятную и отозвал буллой «Duduum Sacrum» от 15 декабря 1433 года своё раннее постановление распустить Собор. Вместо этого он ратифицировал документы, принятые Собором до этого времени, и тем самым также декрет «Haec Sancta», который отцы Базельского Собора провозгласили своей великой хартией. Когда он осознал, что в результате его уступчивости концилиаристы не отступили от своих дальнейших требований, он вновь осудил предыдущую деятельность Собора и перенёс его в Феррару (1438 год), затем во Флоренцию (1439 год) и, в конце концов, в Рим (1443 год). Однако с переносом места заседаний большинство отцов Собора не согласилось, они остались в Базеле и продолжили там свою работу. Тем самым произошло то, что вошло в церковную историю как Малая западная схизма (1439 – 1449 гг.), чтобы отличать её от предшествовавшей ей Великой западной схизмы (1378 – 1417 гг.).
Базельский Собор сместил Евгения IV, обвиняя его в ереси, и избрал имперского князя герцога Амадея VIII Савойского антипапой, который взял себе имя Феликса V. Из Флоренции, куда был перенесён Собор, Евгений IV провозгласил анафему на Базельский Собор и отлучил от Церкви антипапу и схизматических отцов Базельского Собора. Христианский мир пережил новый раскол, всего лишь чуть больше 20 лет спустя после болезненной Великой западной схизмы. В то время как в предыдущую схизму превосходство было на стороне теологов-концилиаристов, в этот раз Папу защищал великий богослов, испанский доминиканец Хуан де Торквемада (1388 – 1468 гг., не путать с тезоименным инквизитором [племянником богослова – Ред.]).
Торквемада, поощрённый Евгением IV почётным титулом защитника веры и кардинальским саном, является автором Суммы о Церкви, в которой он настойчиво утверждает папский примат и его безошибочность. В этой работе он с большой точностью разрешил разногласия, возникшие в XIV веке, среди которых была гипотеза о еретическом Папе. Существование такового, согласно этому испанскому богослову, хотя и возможно, но решение проблемы ни в коем случае нельзя искать в концилиаризме, отвергающем папское первенство. Возможность того, что Папа будет учить ереси и тем самым сам станет еретиком, согласно Торквемаде, не компрометирует догму безошибочности, кроме всего прочего также и потому, что если он захочет провозгласить с кафедры ересь, в тот же самый момент потеряет свою должность. Утверждения Торквемады подверглись в следующем столетии дальнейшей разработке его итальянским коллегой, генеральным магистром доминиканского ордена, кардиналом Фомой Каэтаном.
Флорентийский Собор был очень важным, так как 6 июля 1439 года на нём был подписан декрет «Laetentur Coeli et exultet terra», который положил конец Восточной схизме или Великой схизме; декрет, который сегодня привлекает слишком мало внимания (см. Роберто де Маттеи, ««Историческая» встреча между Франциском и Кириллом»). Однако, прежде всего, он окончательно осудил концилиаризм и подтвердил учение о наивысшем авторитете Папы над Церковью. 4 сентября 1439 года Евгений IV торжественно провозгласил:
«Мы определяем также, что Святейший Апостольский Престол и Папа Римский обладают первенством надо всем на земле; то, что Папа Римский является преемником блаженного Петра, главы Апостолов, и истинным наместником Христа, главой всей Церкви, отцом и учителем всех христиан; ему, в лице блаженного Петра, Господом нашим Иисусом Христом доверена полнота власти, дабы пасти, руководить и управлять всей Церковью, как говорят Деяния Вселенских Соборов и святые каноны» (см. Денцингер-Хюнерманн, №1307).
В документе «Etsi dubitemus» от 21 апреля 1441 года Евгений IV осудил еретиков Базеля и «дьявольских основателей» учения о концилиаризме: Марсилия Падуанского, Иоанна Жандунского и Вильгельма Оккама, в то время как он медлил с соборным декретом «Haec Sancta», предложив к нему такое отношение, которое в современных терминах можно было бы назвать «герменевтикой непрерывности». В декрете от 4 сентября 1439 года Евгений IV провозгласил, что первенство Соборов над Папой, как оно утверждалось отцами Базельского Собора на основании декрета «Haec Sancta», является «плохой интерпретацией» базельских деятелей, которые де факто находились в противоречии с истинным восприятием Священного Писания, отцов Церкви, а также самого Констанцского Собора.
Евгений IV ратифицировал Констанцский Собор как единое целое, так и в отдельных декретах, при исключении «любого прецедентного решения против права, достоинства и верховенства Апостольского Престола», как писал его легат 22 июля 1446 года.
От использования понятия «герменевтики непрерывности» между «Haec Sancta» и Священным Преданием Церкви в скором времени отказались. Разумеется, «Haec Sancta» является аутентичным актом законного Вселенского Собора, который был ратифицирован тремя Папами. Однако, этого недостаточно, чтобы на доктринальном уровне обеспечить обязательность вероучительному документу, который находится в противоречии с неизменным учительством Церкви. В настоящее время мы придерживаемся точки зрения, что только те документы Констанцского Собора могут быть признаны, которые не причиняют ущерба правам Папства и не противоречат Священному Преданию Церкви. Этим критериям не соответствует декрет «Haec Sancta», который является формальным еретическим актом Собора.
Историки и богословы разъясняют, что «Haec Sancta» может быть отвергнут, потому что здесь идёт речь не о догматическом определении, так как ему не хватает таких типичных формулировок, как «да будет анафема» и глаголов «определяет, постановляет, устанавливает и провозглашает». Действительное значение этого декрета – дисциплинарного и пастырского характера и не содержит в себе безошибочность.
Базельская схизма завершилась в 1449 году, когда антипапа Феликс V торжественно отрёкся от престола, и законный Папа сделал его кардиналом и папским викарием.
Осуждение концилиаризма было подтверждено Пятым Латеранским Собором, Тридентским Собором и Первым Ватиканским Собором.
Кто сегодня защищает институт Папства, должен совмещать изучение этих догматических определений с углублённым изучением работ великих богословов первой и Второй Схоластики [XVI– XVII вв. – Ред.], чтобы в этой вероучительной сокровищнице найти все необходимые элементы, чтобы преодолеть современный церковный кризис.
* Роберто де Маттеи – историк, отец пятерых детей, профессор новейшей истории и истории христианства в Европейском Университете Рима, председатель фонда Лепанто, автор многочисленных книг. Последние из них: «Наместник Христов. Первенство Петра между нормальностью и исключением», Верона, 2013 г.; «Второй Ватиканский Собор – до настоящего времени неписанная история», Рупихтерот, 2011 г. (в том числе немецкое издание).
http://mos.fsspx.ru