Многие, вероятно, возмутились, прочитав в одном из российских средств
массовой информации о том, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,
находясь в Украине с визитом, "рассказывал шахтерам Донбасса про кризис,
стяжателей, духовные ценности и губительный либерализм, ведущий в ад, в
то время как на его руке красовались часы марки Breguet стоимостью до
36 тысяч евро". Как отмечало то же СМИ, "для кого-то важные слова
Патриарха немного померкли в отблесках роскоши".
Возможные сомнения, возникающие на этот счет у православных верующих,
недавно попытался рассеять протоиерей Всеволод Чаплин, возглавляющий
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ. Он
разъяснил, что церковнослужителям иногда необходимо демонстрировать
дорогие вещи и резиденции, чтобы "отражать общественный престиж" Церкви.
Иными словами, поскольку Церковь в мире сем действует и как
общественный институт среди прочих общественных институтов, она должна
быть на одном уровне с ними, включая внешние показатели экономического
статуса. "Люди хотят,– заявил Чаплин,– чтобы и храмы Божии, и облачения
духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства,
были максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни
общества, которое любой верующий человек считает центральным".
Проблема соотношения бедности и богатства, конечно, стоит и перед
Католической Церковью. Роскошные соборы, изобилующие ценнейшими
предметами искусства, золотой и серебряной литургической утварью,
пышность облачений духовенства, роскошь папских покоев в Ватикане – все
это вызывает у некоторых католиков раздражение, подобное тому, которое
испытывают православные верующие.
Тема бедности и богатства затрагивается в "Катехизисе Католической
Церкви", который ссылается на евангельское изречение о том, что
"таланты" не распределяются одинаково. "Эти различия,– утверждает
"Катехизис",– принадлежат к Замыслу Бога, Который хочет, чтобы каждый
получал от других то, что ему нужно, и чтобы те, кто располагает особыми
"талантами", делились своими благотворными плодами с теми, кто в них
нуждается". То есть богатство ("таланты") дано одним людям для того,
чтобы те помогали другим. Тезис о необходимости для Церкви соревноваться
во внешних показателях "престижа" с гражданскими институтами, как
правило, не приводится.
Католические коллеги протоиерея Чаплина прибегают к другому
аргументу. Так, мексиканский священник Эрнесто Мария Каро, заместитель
председателя Общества экзорцистов, пишет: "Одна из наиболее интригующих
тем, которые волнуют католиков и некатоликов,– это кажущееся богатство
Ватикана. Я говорю и подчеркиваю "кажущееся", потому что это именно так.
С чисто исторической точки зрения, конечно, Ватикан очень богат, но его
блага принадлежат всему человечеству, являются достоянием
человечества". Священник продолжает: "Папа Римский ведет очень скромный
образ жизни. Папа Иоанн Павел II позволил мне посетить его покои.
Конечно, это прекрасный дворец, но он тоже собственность человечества".
Кроме всего подчеркивается, что значительная часть имущества Ватикана
расходуется на благотворительные цели, на потребности миссионеров и т.д.
Проблема оправдания богатства встала перед христианами, когда Церковь
в IV веке получила свободу и постепенно стала равноправным партнером
властей Римской империи. До того, в раннем христианстве, основной
идеологией Церкви был "пауперизм", безусловная поддержка "бедных" и
"нищих", как это хорошо видно по Новому Завету. Юноше, спрашивавшему,
что он должен "сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную", Иисус
отвечает: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и
раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах" (Мф 19, 21). Конечно,
одновременно с симпатией к "нищим" выражается осуждение богатых. Самое,
пожалуй, известное изречение – то, которое евангелист Матфей (19, 24)
вкладывает в уста Иисуса: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши,
нежели богатому войти в Царство Божие". Эту же мысль Иисус высказывает в
Евангелии от Луки (18, 24): "Как трудно имеющим богатство войти в
Царствие Божие!"
Идея, что бедность или богатство (а не добродетель или грех) является
главным критерием для определения судьбы души в мире ином,
прослеживается во многих местах Нового Завета, например в "блаженствах"
(Лк 6, 24–25), в которых Иисус провозглашает: "Горе вам, богатые! Ибо вы
уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете".
Путь, ведущий богатого к спасению,– это служение доброму делу. Пример
такого пути подает, после Распятия, "богатый человек из Аримафеи именем
Иосиф, который также учился у Иисуса. Он, придя к Пилату, просил тела
Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил
его чистою плащаницею; и положил его в новом своем гробе, который высек
он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился" (Мф 27,
57–60). Богатство Иосифа Аримафейского не ставится ему в укор, просто
констатируется как факт. Однако христианская Церковь этого евангельского
богача ставит в пример верующим.
Джованни Бенси
www.fsspx.of.by